Газета
  1. Газета
 25 декабря 2004, 00:00  

Абсолютный интеллектуал

Юбилей Павла Рахшмира является хорошим поводом оценить интеллектуальный потенциал Пермского края.
В русском языке есть одно занятное словосочетание — виновник торжества. В нем слышится некоторая двусмысленность.
Основной смысл выражения совершенно прозрачен: виновник, потому что явился причиной события, без него оно бы не состоялось, он и есть это событие. Но второй план, формируемый коннотацией самого слова «виновник», добавляет выражению красок: он виноват в том, что происходит, здесь есть и ирония, сбивающая пафос, и даже отзвук некой озабоченности, пусть радостной и приятной, которую испытывают окружающие, стараясь устроить виновнику заслуженное торжество.
Мне кажется, что эти смыслы в полной мере сыграли ровно неделю назад, когда отмечали 70-ти летний юбилей Павла Юхимовича Рахшмира, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой Новой и новейшей истории Пермского госуниверситета. Праздник удался на славу и далеко вышел за узкие рамки ученой среды, стал вполне публичным событием. Сюжеты и статьи во многих средствах массовой информации, поздравления от первых лиц области, депутатов разных мастей и политических партий. Сказать, что он заслуживает тех чествований, что были устроены, и тех слов, что были произнесены в его адрес, значит, почти ничего не сказать. Рахшмир — это ученый и интеллектуал, каких мало. Но именно это позволяет с улыбкой наблюдать за тем размахом, который пытались придать торжеству. В конце концов, царство интеллекта и науки — это царство духа, который очень часто с большим трудом сопрягается с тем, что принято называть действительностью. И признание заслуг в форме юбилейного чествования, пожалуй, одна из самых непроблематичных форм такого сопряжения.
На ироничный лад настраивает и сама фигура юбиляра, который, например, редко-редко надевает костюм (и уж тем более галстук), что, конечно, вопрос удобства и привычки, но одновременно выглядит как  протест против чинопочитания, жестких иерархий и лукавых целесообразностей, которых эта «бескостюмная» позиция в конечном итоге находит одобрение. Да и какие 70 лет, если человек по-прежнему легко облачается в другой костюм, спортивный, и каждое утро совершает вошедшие в легенду пробежки? А когда кто-нибудь восхищенно говорит о ежедневной 10-ти километровой норме, Павел Юхимович, слегка потупившись, поправляет: не десять, а только восемь.
Одной из главных тем в поздравительных речах стала тема интеллектуального потенциала Пермского, теперь уже, края, который Рахшмир столь блестяще представляет. Но если потенциал — это не только то, чем восхищаются и гордятся, а, в первую очередь, то, что должно действовать, актуально раскрывая себя, то здесь и обнаруживается ирония ситуации — настолько несходны сам строй мыслей Павла Юхимовича с настроением политической, и не только, действительности. Здесь я целиком присоединяюсь к словам преподавателя кафедры Новой и новейшей истории ПГУ Марии Петровны Лаптевой, сказавшей, что Рахшмир — это человек и мыслитель абсолюта, абсолютных ценностей, позиций, пристрастий. Это скрадывается в его научных работах в силу формы и стиля изложения, но даже в научной деятельности он не стесняется быть пристрастным и ангажированным в противовес ложно понятой объективности.
Абсолютность не означает склонность к радикализму, хотя одно может сопровождаться другим. Речь, скорее, об осознании того, что колебания и нерешительность в принципиальных вопросах допустимы только до некоторого предела, за которым нужно занять однозначную позицию и проводить в данных обстоятельствах предельно жесткую и последовательную политику. Собственно, сами колебания возможны только при наличии такой позиции, а иначе это вовсе не политика. Как контрастирует это с тем, что можно видеть в реальной политике. Да и сам Павел Юхимович никогда не скрывал своего, мягко говоря, крайне скептического отношения к качеству современного российского политического класса, может быть, за некоторым исключением.  
Еще более разителен ценностный контраст. Занимаясь всю свою научную жизнь Западом, Рахшмир сам — абсолютный западник, причем с очень определенным ценностным выбором. Именно это даже позволяет ему временно отправить в опалу, казалось бы, свою вечную футбольную любовькиевское «Динамо» за то, что клуб выбрал не «оранжевую» сторону в осеннем украинском противостоянии 2004 года. А в своем отношении к Соединенным Штатам и их политике он сам уже противостоит внутрироссийскому мейнстриму в общественных настроениях, для которого Америка и главное пугало всего мира, и главный враг России (наряду, как свидетельствуют опросы, с тремя крохотными прибалтийскими республиками, что, конечно, не лучшим образом характеризует саму Россию — скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты). Впрочем, слово «противостоит» не совсем к месту. Дело не в противостоянии как таковом, это лишь возможное следствие, а в ощущении и активном осознании самодостаточности и самоценности избранной позиции.
Эти ощущения и осознание и есть стержень интеллектуального потенциала, который позволяет, наряду с прочим, быть активным и успешным в современном мире. Достаточно ли этого потенциала в Пермском крае и в России — вопрос отдельный. Но свой собственный вклад в него юбиляр вносил, вносит и, уверен, не остановится на этом. Чего ему и желаю.
С днем рождения, Павел Юхимович!