8 ноября в галерее Green Art «запустили» выставку под магнетическим названием «Все немного волнуются» и слоганом «Скоро все начнется». Забегая вперед, отметим, что заглавие экспозиции — ее самая удачная часть. Неподготовленного зрителя аннотация ввергает в еще большую интригу: «Сколько планов, дел, обязательств умещается в дне, неделе, году? Сколько так и останутся навсегда невыполненными? Оплатить счета, выпить кофе, забрать жену из фитнес-клуба, полить цветы, купить подарок маме на день рождения, построить племяннику скворечник, покормить кошку, снова выпить кофе, отдать другу долг, пообещать себе не повторять прошлых ошибок, написать несколько деловых писем и... на секунду остановиться и подумать о том, что СКОРО все изменится!»
Однако зритель, посетивший «выставку», увидит лишь два бежевых стула изящной формы. Один огороженный, на втором можно посидеть — и, видимо, самым чувствительным местом убедиться в тончайшем художественном замысле.
Такие маневры, старомодные и несерьезные, больше подходят американским комедийным шоу. В одном из них, помнится, человек, облаченный в ростовой костюм, на центральной площади небольшого города зазывал всех прохожих поучаствовать в «Шоу безумного кота». Когда вокруг собралась приличная толпа и обступила виновника торжества кольцом, человек уселся на стул и стал плавно курить одну сигарету за другой. Тут уж ничего не поделаешь, сказано ведь: «Шоу безумного кота».
С галереи Green Art взятки и подавно гладки. Отчасти — потому что это современное искусство. Ему простительно очень многое. Оно, кстати, бывает намного более занимательным. Автор инсталляции Игорь Рябов, разумеется, слышал о работе Джозефа Кошута «Один и три стула»: инсталляция представляет собой собственно упомянутый предмет мебели, его фотографию и копию словарной статьи, посвященной ему. Концепт таится именно в этом триединстве вербального описания предмета, его визуального отражения и материального воплощения. В инсталляции «Все немного волнуются» никакого концепта нет и быть не может, здесь есть только два стула — один огороженный, другой общедоступный, и расшифровывать этот таинственнейший месседж несколько лениво — перед вами всего лишь мебель, и оттого, что она располагается в выставочном зале, она не станет более значимой или дорогой.
Справедливости ради отметим: проект Green Art «Платформа.59» дал воздуха молодым пермским художникам. Выставки «Сломанные наушники» и Sad Faces заслуживали внимания и информационного отклика, но, видимо, хорошего понемножку.
Большого скопления народа на открытии не наблюдалось. Автор отказал посетителям в своем присутствии. Как говорят в Интернете, финал немного предсказуем. Впрочем, какого-никакого резонанса организаторы все-таки добились — эта статья тому подтверждение.
А еще был стул.
Перми вообще не везет с выставками, где фигурируют предметы мебели. Например, вот что писала закрывшаяся ныне газета «Деловое Прикамье»
в 2004 году.
В Доме художника открылась выставка «Художественный мир Исмагиловых». В центре зала стоит стул. Не просто стул, а почти трон. Неспроста автор, Исмагилов-младший, назвал его «Стул торжественный» — есть в этом своя символика: кто получит семейное первенство? А главную идею выставки Равиль Исмагилов определил предельно лаконично: «Продолжение».