Газета
  1. Газета
 15 апреля 2013, 13:20  

Метро, но другое

Метро, но другое
Французы предлагают построить канатное метро. Один километр дороги обойдется в 15 млн евро.

По информации «bc», французская компания Poma-Otis готова построить в Перми транспортную систему на канатной тяге. Она представляет собой полностью автоматизированное наземное мини-метро. Подвижной состав в такой системе транспорта передвигается с помощью канатной тяги, привод которой расположен на одной из конечных станций. Рельсы могут быть проложены на земле, эстакадах или в туннелях. Poma уже реализовала подобные проекты в Швейцарии, Франции, Японии, США, Австрии и Италии. 

Даже с Брайлем
Основные преимущества такой транспортной системы — безопасность, износостойкость, независимость от климата и возможность строительства на любых рельефе и высоте. Еще один важный плюс — приспособляемость системы. Она заключается в возможности менять пропускную способность перевозки пассажиров за счет изменения скорости и количества вагонов. «Параметры могут быть запрограммированы в соответствии с днями года и периодами на день, неделю и месяц», — утверждают специалисты. В случае роста пассажиропотока система позволяет также увеличить тяговую мощность путем добавления вагонов или замены их на вагоны большей вместимости. Французы учитывают также возможность доступа нового вида транспорта для людей с ограниченными возможностями: выравнивание уровня платформы и пола вагона, широкие двери, таблички с текстом Брайля на станциях внутри вагона. 

Предлагаемый иностранным инвестором новый вид транспорта способен работать круглый год. Типовой график системы подразумевает 20-часовой рабочий день с пяти утра до часа ночи. Предполагаемая пропускная способность в час пик составит 3750 пассажиров в час в одном направлении (с двумя поездами по три вагона каждый на одном канате). В обычное время — от 400 до 500 человек в час (один поезд с тремя вагонами на одном канате). При этом стандартная длина пути составляет два км — отрезок с тремя станциями. 

Прямо с Монмартра 
По словам представителя французской стороны Игоря Филиппова, заказы на подобные проекты уже получены от властей Уфы и Москвы. В последней уже ведется проектирование. «Мы предлагаем в перспективе на определенных участках города убрать трамвайные пути и поставить такую транспортную систему. Построить мини-метро можно в течение 3-4 лет», — отмечает г-н Филиппов. По его словам, строительство одного километра обойдется городу в 15 млн евро. 

Стоит отметить, что трудозатраты на эксплуатацию канатного метро минимальны. Обслуживать двухкилометровый участок могут всего 11 человек. Компания Poma-Otis, в свою очередь, готова обучить обслуживающий персонал и оказывать инженерную поддержку системы во время всего срока ее использования. 

Добавим, что такой вариант метро подойдет также для доставки пассажиров от аэропорта до железнодорожного вокзала или города. Так, в пуле проектов Poma-Otis — реализация пассажирских транспортных систем на канатной тяге в международных аэропортах городов Цинциннати, Миннеаполиса и Детройта. Сегодня еще одна система проходит сертификацию в Цюрихе. Также Poma-Otis разработала и построила фуникулер на Монмартре в Париже, который сегодня используется Парижским управлением общественного транспорта RATP, транспортные системы для музея Жан-Поля Гетти в Лос-Анджелесе и Оккультного центра в Бостоне. В ближайшее время намечен ввод в эксплуатацию транспортных систем в Португалии.
 
Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:
Формально говорить о необходимости строительства метро имеем полное право, но давайте будем смотреть правде в глаза. Сейчас такой проект краю не реализовать. Причина понятна – огромная стоимость работ. 
...В нашем городе оно обойдется вдвое дороже, чем в среднестатистическом российском городе-миллионнике, из‑за близости реки, подвижных грунтов, карстовых образований и т. д. 
Поэтому не буду брать грех на душу и говорить о том, что вернемся к этому вопросу через год-другой. К сожалению, нужно ждать появления новых технологий, которые могли бы серьезно снизить стоимость строительства, а реалистичные прогнозы говорят о том, что принимать решение о строительстве метрополитена можно будет лишь в начале третьего десятилетия этого века. Жаль, но любой другой ответ был бы лукавством.
 
Мнение эксперта
Михаил Якимов, научный руководитель «Центра дорожной информации», доктор технических наук:
Перед тем как говорить о реализации в Перми подобного проекта, я бы дождался момента, когда где-то в России, где мягче климат и лучше условия эксплуатации, появился бы такой фуникулер. Чтобы посмотреть его эффективность. Что касается такой системы транспорта (подвесная, фуникулер или канатная дорога), она имеет право на существование. Но должна работать не только в качестве общественного транспорта, но и для туристических и рекреационных целей. И решение о создание такой сети должно приниматься не только на уровне транспортных подразделений правительства, но и культурных. Хотелось бы внедрить этот вид транспорта для привлечения туристического потока в город. 
Пока подобный опыт — монорельсовая дорога — есть в Москве. В последнее время существующая там дорога действительно начинает работать в качестве нового вида транспорта, и это хорошо. Но нужно понимать, что это недешевое для города удовольствие.
 
Денис Гвоздев, начальник департамента дорог и транспорта администрации города Перми:
Я не осведомлен об использовании фуникулера в качестве альтернативы метро или дополнительного вида общественного транспорта. Насколько я знаю, он используется исключительно в случаях, когда есть трудности в транспортном перемещении по территории. Предложение такое городу действительно сделано, но однозначного отношения к проекту у меня пока нет.
 
Справка
Основные характеристики автоматического пассажирского транспорта на канатной тяге:
максимальная длина перегона — до 3000 м; 
наклон пути — до 45 градусов (100%);
максимальная вместимость вагона — 100 чел.;
максимальное количество вагонов на канате — 3 шт.;
пропускная способность — до 10000 чел./час; 
максимальная скорость — 12 м/сек., или 43 км/час;
выход и вход пассажиров в вагон — боковой;
зацепление тягового каната с тележкой вагона с помощью специального зажима;
оснащение тележки как стальными, так и обрезиненными колесами.
 
Метро, но другое
Все новости компаний