Выбирая варианты летнего отдыха в 2014 году, неожиданно получил предложение от московского знакомого посетить Крым, который, так сказать, вернулся (вошел, был присоединен и даже аннексирован – нужное подчеркнуть) в Россию. Между желанием расслабиться и профессиональным интересом верх взял последний.
Дороги Добраться до Крыма можно двумя способами. Поскольку приготовления начались примерно за три недели до старта путешествия, от самолета пришлось отказаться. Даже из Москвы купить билеты на субсидируемый всем известный лоукостер не представлялось возможным. Другие варианты перелета начинаются от 11 тыс. рублей на человека в одну сторону и предлагают отправиться в Крым из Москвы через Санкт-Петербург.
Отсюда вывод – если собрались в Крым, планируйте покупку авиабилетов заранее: месяца за два, тогда есть все шансы на новом Boeing 738 улететь от Москвы до Симферополя всего за 3500 рублей (без учета оплаты багажа, естественно).
Мы избрали другой путь, а именно отдались в руки Российским железным дорогам. Туристам предлагают приобрести помимо билета так называемый единый талон, который предоставляет трансфер от ж/д вокзала либо в Краснодаре, либо в Анапе на автобусе до переправы в порт «Кавказ», место на пароме, а затем доставку от порта Крым до места отдыха также на автобусе. Единые талоны нельзя приобрести в интернете, только в железнодорожных кассах. Сумма доплаты за такой трансфер колеблется в пределах 500 рублей.
Правда, как выяснилось в Анапе, к услуге РЖД не имеет никакого отношения, а оказывает ее некое АНО и якобы при помощи добровольцев. Последние, двое мужчин неопределенного, но глубоко среднего возраста, никакой организацией не занимались – в результате сначала возникла давка, а затем самоорганизация. В процессе выяснилось: на трассе произошла авария и «счастливым обладателям единых билетов» предложили подождать часик-полтора. Гнев рвавшихся к заветным крымским берегам русских женщин пал на мужчин-организаторов, которые терпеливо советовали слабому полу идти со своими претензиями в РЖД. Стоит отметить, что сама переправа занимает всего 20 минут, обладателей единого билета пропускают без очереди, а не имеющие служебной надобности простые смертные проводили в очереди в среднем 30 часов. Греческий паром «Ионис», рассчитанный на 170 автомобилей и более 600 человек, уходит из порта «Кавказ» максимально загруженный, предлагая пассажирам бутерброды стоимостью около 100 рублей. С другой стороны специально обученные люди, заинтересованные в туристах, оперативно и вежливо собирают народ и буквально за 10 минут «растасовывают» всех в нужные автобусы.
Дураки
Другой практический совет – заранее (если речь не идет о поездке в пансионат) озаботьтесь проблемой жилья. При этом необходимы некие гарантии, что вас встретят на вокзале, дабы не изображать в час ночи на вокзале Севастополя (Ялты, Алушты, Евпатории и так далее) два тополя на Плющихе. Я и мой приятель столкнулись именно с этой проблемой – женщина, мило общавшаяся с нами всю дорогу от Москвы до Крыма по телефону, просто перестала брать трубку. Спасение приходит от местных жителей, которые готовы предложить вам жилье в любой части города и в расчете на любой кошелек.
Как показывает практика, в центре Севастополя реально обустроиться за 1500 рублей на двоих в гостинице со всеми удобствами. И даже для курортного Южного берега Крыма 1,5 тыс. в сутки – вполне реальная цифра, за которую можно снять приличную двухкомнатную квартиру даже с водонагревателем (в Крыму не редкость, когда горячая вода подается по часам).
Крым в цифрах 60 часов заняла дорога от Перми через Москву до Севастополя 30 часов – средняя очередь на паром 3000 машин стоят в очереди на паром 750 рублей – обед в ресторане с алкоголем 1500 рублей – приличная квартира в сутки 10 рублей – стоимость общественного туалета 8 рублей – проезд в транспорте 130 рублей – стоимость бутылки местного вина в магазине
Кричали женщины: «Ура!» Как признаются жители Севастополя, ликование от присоединения к России сменилось ожиданием. В маршрутках, согласно южной традиции, обсуждаются текущие социально-экономические проблемы. «Цены у нас московские, а зарплата осталась прежней», – жалуется одна женщина другой.
Местные отмечают, что цены выросли примерно в два раза. В то же время зарплата конвертирована в соотношении 3:1, а квартплата, по словам аборигенов, почему-то 3,4:1.
Тем не менее до московских цен далеко. Например, средний чек в приличном ресторане равен 600-750 рублей на человека, учитывая не только первое, второе и компот, но и алкогольные напитки местного производства, а килограмм персиков обойдется в 40 рублей.
Еще одна тенденция – снижение туристического потока. Если до присоединения соотношение украинцев и россиян было 4:1, то теперь пропорция обратная, а в высокий сезон по набережным Южного берега Крыма гуляет в два раза меньше людей. «У нас население городка – 30 тысяч, а разместить мы можем 200 тысяч. Раньше люди в парках спали, места ждали», – делится таксист из Алушты, у которого на приборной панели гордо выставлен российский флаг. Мужчина не теряет надежды – по его прогнозам, все наладится в течение двух лет: как только построят мост, поток туристов восстановится. Владельцы ресторанного бизнеса настроены более позитивно. По их словам, раньше в основном ехала Украина, которая в кафе не питалась, а предпочитала всю еду носить с собой, причем даже на пляж. Сейчас русские туристы активно пользуются данной инфраструктурой и оставляют намного больше денег – средний чек по сравнению с прошлым сезоном увеличился в сопоставимых ценах в 2-3 раза. При этом местные не работают в сфере обслуживания: они либо продают все подряд, начиная от сувениров и заканчивая необъятными шляпами, либо сдают жилье. Официанты чаще всего с «полыхающей» юго-восточной Украины. «Я сюда приезжаю уже третий год, весь сезон работаю. Так получилось, что в этот раз уехал от войны», – делится Дмитрий родом из Славянска.
Жители рассказывают, что в Севастополе и на Южном побережье довольно много беженцев, как реальных, так и мнимых. Реальные хотят возвращаться и работать на родном заводе. «Сейчас в Славянске дали электричество. Ждем, пока появится вода, и поедем домой. В конце мая уехали, непонятно, кто в кого и почему стреляет. Опасаемся, пустят ли обратно, ведь мы заполнили миграционные карты, в которых указывалось, что мы беженцы», – рассказывает женщина лет 50, проработавшая в Славянске всю сознательную жизнь на одном из заводов. Странными крымчане считают беженцев на дорогих иномарках из Луганской и Донецкой областей. Стоимость автомобилей действительно превышает 1,5 млн рублей.
Крымчане откровенно не понимают, как интегрироваться в существующую российскую социально-экономическую систему. Объяснений никто никаких не дает. Например, бытует расхожий слух, что российские паспорта временные, так как их выдает Федеральная миграционная служба. Трижды доставал мой российский паспорт и демонстрировал место выдачи. Только после этого люди успокаивались. «Слух ходит, что нас могут обратно отдать, поэтому и паспорта такие. Спасибо, я теперь всем знакомым расскажу, что это не так», – благодарит нас жительница Севастополя. Она же признается, что нового мэра не знает, в отличие от знаменитого Чалого, который пользуется безусловным уважением у местного населения. «Да, новый глава Севастополя встречается с жителями. Но его живьем ни разу не видела и толку что-то от этих встреч пока не заметно», – делится женщина.
То же касается политических партий – в местном отделении партии «Патриоты России» на просьбу дать программу и какой-либо раздаточный материал ответили: «Мы работаем только второй день. Программа и раздаточный материал будут позже». Между тем в Севастополе появляются рекламные щиты с надписью: «Русская весна… Что дальше?». Каждую ночь «Что дальше?» замазывается и добавляется народный креатив от простого матерного до высокоморального «Смерть хунте». С утра щиты аккуратно отчищаются от лишних надписей.
Местные говорят, что исчезла коррупция. Экс-украинские чиновники, котором в основном укомплектовали различные органы, просто боятся потерять работу.
Есть и те, кто откровенно признается в неприязни к новой Родине. «У русских есть свое государство, у украинцев есть, только у крымских татар нет. Мы за территориальную автономию в составе Украины», – говорит нам представитель Меджлиса. По его словам, многие хотели отказаться от российского гражданства, но просто не смогли это сделать, так как процедура была продумана таким образом, чтобы минимизировать этот процесс. При этом основное достоинство украинских властей – они просто не трогали крымских татар. Последних на полуострове 300 тыс. человек, а общем количестве населения – 2,5 млн.
Сепаратный мир
«Мои родители сепаратисты», – легко произносит девушка Анна из Харькова, сидя на фоне лунной дорожки на берегу вечернего Черного моря. Она учительница английского языка. Ее зарплата в переводе в российские рубли составляет 3600 рублей. С сентября у нее будет вычитаться налог на содержание или восстановление Майдана. Она пока сама не очень понимает, на какое действие из этих двух пойдут деньги бюджетников. Подруга, сидящая рядом с ней, искренне считает, что проводит отпуск на оккупированной территории. Да, патриотизма в Украине стало больше. Да, везде есть флажки. Но Анна, как признается сама, не любит и старается не говорить на «державной мове» и, «слава Богу», преподает в русскоязычной школе. Честно признается, что православная, но Московского патриархата. «Никаких раскольников киевских я не признаю», – заявляет Анна. Но родители все равно сепаратисты.
Возникает ощущение распадающейся реальности, размытой идентичности. Своеобразного погружения в столь любимую украинскими политиками «единую страну». Радует только одно – пока политика обходит стороной межчеловеческие отношения. И где-то на берегу Черного моря еще можно поговорить как люди, а не как украинец и русский.
Калькуляция Дорога: Пермь – Москва: поезд Москва – Анапа: поезд Анапа – Севастополь: автобус, паром, автобус Симферополь – Москва: самолет Москва – Пермь: поезд ИТОГО: 15 000 руб. Проживание: 750 руб. сутки, 10 ночей ИТОГО: 7 500 руб. Прочие траты: 15 000 руб. ОБЩИЙ ИТОГ: 37 000 руб.
Фото - Олег Сюмко