Как рассказали «bc» в отделе по внешним коммуникациям компании «АШАН», предварительная дата открытия первого гипермаркета сети в Перми в ТРК «СпешиLove» намечена на вторую половину 2015 года. Согласно данным официальной группы торгово-развлекательного комплекса «ВКонтакте», его запуск запланирован на 20 марта, однако работу в этот день начнут не все отделы, а только те, что расположены на первом и втором этажах.
Напомним, в Перми ритейлер намерен открыть гипермаркет в ТРК «СпешиLove» в формате «АШАН Сити» площадью 5,5 тыс. кв. м. Сроки открытия магазина и строящегося ТРК неоднократно переносились: ранее называлась осень 2014 года, затем – декабрь 2014 года.
Застройщиком и инвестором ТРК «СпешиLove» выступает ООО «Логистик Про». Как рассказали «bc» в городском департаменте градостроительства и архитектуры, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано девелоперу 31 декабря 2014 года.
Осенью прошлого года компания получила продление разрешения на строительство до 30 декабря 2015 года. Новое разрешение на строительство выдано в связи с корректировкой проектной документации. Согласно документам, общая площадь ТРК «СпешиLove» составит 56,66 тыс. кв. м, высота объекта – 3-4 этажа. Таким образом, торгово-развлекательный комплекс после открытия станет вторым по площади в Перми после ТРК «Семья».
На стеле рядом с ТРЦ «СпешиLove» уже размещены баннеры якорных арендаторов: кроме «АШАНа» в их числе «Детский мир» и магазин сети электроники и бытовой техники «М-Видео». Что касается заведений общественного питания, то ранее намерения по открытию в ТРК «СпешиLove» «bc» сообщали Subway и Burger King. На втором этаже планировалось создание комплекса из двух ресторанов сети RestUnion – итальянского Casa Mia и японского «Тсуру». Однако, по словам Юрия Пирожкова, директора по развитию сети, возможно, будет открыт только ресторан Casa Mia. Он также отметил, что заведение начнет работу одновременно с запуском ТРК, ориентировочно в мае 2015 года.
Стоит отметить, что многие торговые центры, открытие которых было запланировано на осень 2014 года – зиму 2015 года, начали работать с неполной загрузкой. В ноябре об этом говорила Екатерина Гресс, генеральный директор компании IDEM. Торговые центры в августе-сентябре недосчитались 20% покупателей. Если ежегодно в этот период наблюдается всплеск потребительского спроса, то в этом году покупатели либо не дошли, либо не купили. Торговые центры, которые планировали открываться в 2014 году, сделали это, но с загрузкой 30-40%. Раньше на рынке такого не было», – отмечала Екатерина Гресс.
В таком положении оказался крупнейший в Европе торговый центр «Авиапарк» площадью 390 тыс. кв. м в Москве, открытие которого планировалось в ноябре 2014 года. К этому времени ТЦ оказался не полностью заполнен арендаторами, начали работу как раз-таки только «АШАН» и еще несколько операторов. А официальное открытие торгового центра перенесено на весну 2015 года.
Что касается пермского рынка торговых объектов, то, по данным «bc», с аналогичной ситуацией столкнулся ТЦ «Арктик-холл» (расположен за ТРК «Столица»). Объект сдан в эксплуатацию, но до сих пор не открыт, причина – незаполненность арендаторами.
В рамках «круглого стола», организованного изданием «Коммерсант-Прикамье», Константин Копытов, директор УК «Столица Пермь», отметил, что в нестабильные времена качественные и успешные торговые центры оказываются более уязвимы, чем небольшие ТЦ. Отличие этого кризиса в том, что мы становимся заложниками событий, повлиять на которые не можем. В ТРК «Столица» до первого квартала 2014 года наблюдалась позитивная динамика, но с весны прошлого года началось снижение посещений ТРК. В январе 2015 года число покупателей снизилось на 5-7% в сравнении с январем 2014 года. Весь прошлый год посещаемость падала плавно на 1-2%», – рассказал Константин Копытов. Он также отмечает, что год назад ТРК имел лист ожидания из арендаторов на вакантные площади, который внушал оптимистичный настрой, а сейчас число операторов в списке сократилось на 95%.
Стоит отметить, что большинство крупных федеральных и международных сетей приостановили свое развитие на территории России, как минимум, до весны. Причина – экономические и политические риски в развитии сегмента торговой недвижимости: валютные колебания, рост цен и сокращение ассортимента.