Насколько мне известно, не так давно вы подписали новый контракт и остаетесь работать в Перми еще на какое-то время. С чем это связано, надолго ли вы останетесь в «АктивМедиа»?
– Проект, над которым мы работаем, интересный. Бросать его на середине пока не стоит, поэтому продолжаем историю. Срок моей работы четко не определен. Какие-то конкретные даты я не назову.
Месяц назад появилось официальное подтверждение того, что в медиахолдинге будет развиваться телевизионное направление. В социальных сетях распространялось сообщение о вакансии руководителя ТВ-направления. Кто-то уже найден?
– Действительно, я сейчас ищу себе заместителя по ТВ, который сможет предложить грамотную концепцию телевидения. Люди нас интересуют: мы создаем медиахолдинг, в котором должна быть «печатка», интернет, радио и телевидение. К этому мы стремимся, и если с радио, газетами и интернет-направлением все определено, то с ТВ ясности пока нет. Что это будет? Аналоговое, кабельное, интернет или Смарт-ТВ – вариантов очень много, и мы их все рассматриваем.
Есть информация из разряда неподтвержденной – о том, что владелец медиахолдинга достиг принципиальных договоренностей о покупке телеканала «Рифей», при этом официально это никак не оформлено. Так ли это?
– У меня такой информации нет. Если договоренности были достигнуты, я бы об этом знал. Разрабатываются варианты и запуска нового канала, и покупки существующего, и сетевого партнерства с федеральными каналами. Но на сегодняшний день нет ни одной проработанной схемы.
Изменится ли концепция радиостанции «Эхо Перми» после кадровых перестановок?
– Концепцию радиостанций «Эхо Москвы» вообще изменить достаточно сложно. Ее на 99,9% определяет федеральная редакция. Концепция «Эха» жесткая, четкая и достаточно понятная, так же, как и аудитория станции. Смена руководства в Перми никак на редакционную политику не повлияет: мы не сможем сделать из «Эха Перми» развлекательную станцию, которая будет гонять группу «Браво» и ток-шоу типа «Пусть говорят» – это просто невозможно. Медиахолдинг заинтересован в появлении новых ведущих в эфире, увеличении числа интересных передач, продуктов, ориентированных на аудиторию, которая сейчас есть у радиостанции «Эхо Москвы». Задача нового руководства – развивать станцию и сделать из нее рентабельный бизнес.
То есть причина ухода прежнего руководства – нерентабельность?
Да, радиостанция была убыточная, но причина увольнения даже не в этом. То, что станция не приносила прибыль, вполне понятно: сейчас не самая лучшая экономическая ситуация – и спорить с этим сложно. Но менеджмент должен понимать, как он будет выходить из кризисной ситуации, решать текущие проблемы и должен ставить перед собой понятные, адекватные и амбициозные цели. Если предприятие убыточное, то его руководство должно сделать все для того, чтобы вывести бизнес на первом этапе в «ноль», а затем начать зарабатывать. Предыдущий менеджмент станции этого не делал.
«АктивМедиа» – это не медиахолдинг, работающий «от балды», а бизнес, который должен извлекать прибыль. Моя задача как управляющего – зарабатывать. От этого зависит устойчивое развитие компании, зарплата сотрудников и возможности холдинга запускать новые проекты. Все достаточно просто и прозрачно: никаких секретов из этого я не делаю. В Перми есть фишка, что все ищут в событиях какие-то тайные подоплеки и ходы; кругом серые кардиналы и сумасшедшие политические интересы. Может быть, люди хотят этим разнообразить свою жизнь?
К разговору о рентабельности: какие показатели у остальных изданий холдинга?
– По поводу других изданий говорить еще рано. Они пока находятся в инвестиционной стадии. Мы запустили наши продукты в сентябре 2014 года, прошло еще только полгода, и подводить пока какие-то итоги абсурдно и невозможно. Безусловно, мы делаем промежуточные выводы и знаем, что происходит в нашем хозяйстве: каких показателей мы достигли и к чему стремимся. В общем, считаю, что результаты очень неплохие.
По каким критериям вы делаете такие выводы?
– Если анализировать портал, то это глубина просмотров и количество уникальных пользователей. Например, за вчерашний день у нас было 9019 уникальных пользователей, а за февраль – 135 тысяч. Глубина просмотра составляет две страницы, а время пребывания на сайте – 2,48 минуты. Портал был запущен в ноябре прошлого года, я считаю, что эти показатели, мягко говоря, очень хорошие.
По газете «В курсе»: мы увеличили тираж со ста до двухсот восьмидесяти тысяч экземпляров, пошли в почтовые ящики, организовали собственные службы логистики и контроля. В этом направлении мы видим хорошие перспективы – на сегодняшний день доставка по почтовым ящикам составляет около 90% от плана, мы стремимся к показателю 96-97%. Газета распространяется и через промоутеров, и выкладывается на стойках. От последнего в краткосрочной перспективе мы откажемся и переведем эту часть тиража на доставку по почтовым ящикам.
Замечу, в Перми нет адекватной и рабочей базы почтовых ящиков. Сейчас наша логистическая структура создает свою базу. Та, от которой мы оттолкнулись, была составлена еще в 2006 году, и за месяц работы в нее было добавлено 16 тысяч новых точек. По старым данным – в Перми было 201 тысяча ящиков, по нашим подсчетам, в базу в ближайшие несколько месяцев добавится еще 40 тысяч. Наша задача – охватить 90-95% почтовых ящиков города.
Месяц назад были зарегистрированы пять новых изданий «В курсе», которые планируется распространять в территориях края. Когда вы начнете их издавать?
– Мы планируем в ближайшее время (три-четыре недели) выйти в Березниках и Соликамске.
Это одно издание или два разных?
– Одно, нет смысла делать несколько газет для территорий, находящихся рядом. Планируемый тираж этого издания – 50 тысяч экземпляров. Газета будет с местным контентом, но не на 100%, часть полос перейдет из центрального номера. Фишка в том, что мы делим содержание между краевой и местной повесткой. Редакции на местах пока открывать не планируем, нашли корреспондентов в Березниках, они поставляют информацию, мы даем задания – что раскрутить, и уже здесь, в Перми, делаем газету.
Задачи просто выйти в край нет – это опять же бизнес. Решили запустить газету в Березниках, потому что четко рассчитали, сколько это будет стоить. Есть четкий бизнес-план со сроками выхода на рентабельность.
Какой способ распространения будет у березниковской «В курсе»?
– Почтовые ящики, промоутеры и стойки. Точно так же, как в Перми. Может быть, промоутеры будут только на начальном этапе, чтобы приучить аудиторию к газете, а потом перейдем исключительно на почтовые ящики. Все зависит от денег, которые мы там сможем заработать. Холдинг предварительно провел несколько встреч с рекламодателями, интерес к выходу газеты есть. Считаю, что у издания «В курсе» в Березниках и Соликамске очень хорошие перспективы.
Так же будем действовать по остальным газетам. Можно было бы запускаться одновременно в пяти городах, чтобы потом заявить: «Вау, какое событие!». Но такие события меня не интересуют, мне важна экономическая составляющая: просчитали, видим перспективу, менеджер берет ответственность – идем в территорию, выпускаем газету. Если перспектива очень далеко – откладываем выпуск.
Сказали, что заинтересовали местных рекламодателей, будете выставлять стоимость размещения в газете ниже рынка?
– Нет, наша цена будет выше по нескольким причинам: никто не дает такую логистику и такой контент. Это наше конкурентное преимущество, поэтому «ронять» цены мы не будем. Изначально определились, что мы создаем качественный продукт: делать «дерьмо-газету» или «дерьмо-сайт» я не собираюсь, мне это неинтересно с профессиональной точки зрения. Не собираюсь превращать издания в бесплатные газеты, собирающие классифайд, модули и какой-то контент, с которым сама редакция не работает. В таких газетах печатают все что угодно, только чтобы собрать рекламу. У нас подход принципиально другой, мы не рекламно-информационная газета, а общественно-политическая. Соответственно, мы должны держать марку и не проваливаться в плане контента.
Если проект по Березникам и Соликамску у вас наиболее проработан, каковы сроки выхода на самоокупаемость, окончания инвестиционного периода?
– Есть несколько расчетов. Скажем так, это не годы. К третьему номеру в газете должна появиться реклама. Уже на этапе входа у рекламодателей есть интерес, мы с ними встречаемся, обсуждаем условия размещения, ту или иную скидку. Мы понимаем бюджет каждого номера.
И каков размер бюджета одного номера?
– Бюджет номера, который нам нужен, чтобы окупиться?
Да.
– Цифры не скажу конкретные.
Думаю, около ста пятидесяти тысяч рублей.
– Близко к правде.
Три недели назад появилась газета «Proгород Пермь». Возникают мысли, что рост тиража «В курсе» связан с появлением этого издания.
- Мы с этой газетой в разных нишах. «Proгород Пермь» – скорее конкурент «Ва-Банка». Качество и подход к контенту у «В курсе» и этих изданий принципиально разный. На мой взгляд, они больше профессиональные рекламщики и продажники, чем журналисты.
Не секрет, что у Дмитрия Скриванова, которому принадлежит «АктивМедиа, есть политические амбиции, и можно сделать вывод: медиахолдинг – выборный инструмент. Тем более у холдинга есть своя логистическая служба – готовая «полевая структура» для избирательных кампаний: начались выборы, и помимо газет доставщики и промоутеры начинают разносить агитматериалы. У меня сложилось такое впечатление.
– Вопросы о Дмитрии Скриванове лучше адресовать ему самому. Люди говорят про его политические амбиции, но мне про это ничего не известно. Повторю: то, что делает «АктивМедиа», – это бизнес, мы строим бизнес-структуру. У нас есть инвестиции, за них мы отвечаем перед инвестором.
Что касается политики. Является ли политика какой-то составляющей медиабизнеса? Не нужно быть экспертом, чтобы сказать, что это так. Хотим ли мы зарабатывать на политике? Да, конечно. Мы строим структуру, чтобы зарабатывать, в том числе на политике. Будут выборы в Законодательное собрание, гордуму или еще куда-нибудь – будем работать с кандидатами и партиями. Мы открыты для переговоров со всеми. У нас нет запретных тем и людей, потому что мы строим нормальный открытый бизнес. Совет тем, кто пытается привязать к нам политические интересы Дмитрия Скриванова, – просто включите логику: возьмите наши газеты, эфир радиостанции «Эхо Москвы в Перми», портал v-kurse.ru за последние шесть месяцев и проанализируйте темы, героев публикаций, материалы. Посмотрите, сколько раз в газетах писали про Дмитрия Скриванова, отстаивали его интересы или ставили негативные материалы про кого-то; вы увидите, что никакой позиции по отстаиванию интересов Скриванова не было. Если бы человек строил медиахолдинг в своих интересах, как делают во многих регионах, то с первого номера на обложках газет появился его большой портрет с обращением к гражданам, и в каждом номере шла информация про человека, в чьих интересах куплен актив. У нас этого просто нет, поэтому говорить, что холдинг строится под политические задачи, неверно. Более того, мы заключили договор об информационном сотрудничестве с администрацией губернатора. О чем это говорит?
О том, что интересы инвестора «АктивМедиа» и заместителя главы администрации губернатора совпали.
– При чем тут инвестор? Это решение принимал я как управляющий. У нас крупный по местным меркам медиахолдинг, почему мы не должны работать с администрацией? Считаю, что не просто должны, а обязаны. Все крупные игроки работают, и «АктивМедиа» должны претендовать на свой кусок пирога. Мы должны бороться за то, что может нам принадлежать в силу тех ресурсов, которыми обладаем. Нет такого подхода, что «про этого пишем, потому что дружим, а с другим не в ладах, поэтому не упоминаем». Давайте подумаем логически, если бы мы отстаивали интересы инвестора в редакционной политике, то была бы четкая градация на «хороших» и «плохих».
Вы далеко не глупый человек, понимаете, наверное, что если бы такое началось с первого номера газеты – вы бы не собрали аудиторию.
– С первых же номеров можно начать очень аккуратно писать, и аудиторией это воспринималось бы абсолютно нормально.
На момент запуска газет срок до выборов в Законодательное собрание был очень большой, порядка двух лет. Незачем начинать аккуратно писать так рано. Понятно же, что в случае ангажированности нужно сначала завоевать читателя, а потом уже доносить до него информацию.
– Зачастую делают не так, никто тратить время на завоевание читателя не планирует. Хотят получить сиюминутный результат, как в выборных газетах.
У выборных газет и сроки достижений целей другие: пара-тройка месяцев.
– А тут всего год. При должном уровне финансирования можно начать сейчас. Но в нашей редакционной политике, как видите, ничего не изменилось.
Заключительный вопрос: какие лично у вас возникают трудности при развитии медиахолдинга?
– Недостаточная скорость принятия решений подчиненными и выполнения ими моих указаний. Не то чтобы это типично пермская проблема, похожая ситуация во многих городах. У людей уходит много времени на понимание задач и их реализацию. Еще одна проблема: люди увлекаются процессом, не видя за ним результата.
Получается, что пермяки в каком-то роде троцкисты?
– Не сказал бы, что проблема в пермяках. Люди, которые к нам приходят работать, – квалифицированные специалисты, с хорошим уровнем подготовки. Но специфические моменты их работы, о которых я говорил, иногда возникают. Это неторопливость и работа не на результат. Спрашиваешь – что ты сделал за день? Отвечает – занимался тем. А чего добился, к чему пришел к концу дня, какой продукт появился? Журналисты отвечают не «я написал статью», а «я писал статью». Процесс есть, результата нет.