В конкурсных процедурах по распределению автобусных маршрутов объявлен перерыв в связи с рекомендацией пермского УФАС. Позиция антимонопольного ведомства уже ясна? Когда планируется возобновить рассмотрение заявок?
– Позиция ведомства сформирована и заключается в том, что конкурсная комиссия предъявляла слишком жесткие требования к представленным документам. Перерыв в рассмотрении заявок объявлен до 31 марта. Это необходимо, чтобы УФАС рассмотрел все поступившие жалобы, а комиссия сформировала свою позицию, с учетом которой мы будем двигаться дальше: по плану, который сформируем с учетом трех «выпавших» недель. Специально для этого и создана рабочая группа, куда вошли сотрудники УФАС и департамента дорог и транспорта.
Когда планируется завершить торги и запустить автобусы по новой маршрутной сети?
– К 1 июня 2015 года новая маршрутная сеть должна функционировать в полном объеме. При этом маршруты, которые на сегодняшний день уже разыграны, начнут свою работу с 1 апреля и будут следовать по новой маршрутной сети. На тех маршрутах, по которым конкурсы еще не состоялись, перевозчики пока продолжат ездить по временным договорам. По мере подведения итогов торгов будут подписываться договоры на пять лет, и перевозчики начнут работать в новой сети. Таким образом, предполагается поэтапное вхождение в новую маршрутную сеть.
Вы были готовы к жалобам и искам со стороны перевозчиков?
– Мы прекрасно понимали, что перевозчики будут оспаривать решения конкурсной комиссии. Полтора года порядок проведения конкурса среди перевозчиков рассматривался в трех судебных инстанциях и везде устояла. Теперь к документации вопросов нет, и перевозчики переключились на действия комиссии и организаторов конкурсов. Некоторые из них не заинтересованы в конкурсных процедурах и будут делать все, чтобы торги не состоялись. Мы двигаемся спокойно, в плановом режиме. Да, сейчас объявлена «пауза», но лучше остановиться и во всем разобраться.
Одним из камней преткновения комиссии и перевозчиков стали требования к заполнению ПТС. Как будут оцениваться эти документы после возобновления рассмотрения заявок?
– Независимо от того, в каком виде ПТС представлен, комиссией будут оцениваться только те данные паспорта, по которым подводятся итоги конкурса: экологический класс, год выпуска, низкопольность транспортного средства, а также газомоторный автобус или нет. Стоит отметить, что к предпринимателям, которые приходили на конкурс с новыми автобусами, вопросов не было ни у кого. Споры начинаются, когда в заявках указана техника, которой двадцать, тридцать лет… По одному из маршрутов, где необходимо два транспортных средства, выиграла заявка со средним сроком службы техники 28,3 года.
Каков средний возраст автобусов в Перми?
–Старых автобусов пока больше, чем новых. Средний срок эксплуатации автобусов – 18 лет. После проведения конкурсных процедур мы этот показатель хотим довести до десяти лет. Это будет огромным шагом вперед.
Комиссия будет проверять на подлинность сведения о годе выпуска автобуса и экологическом классе, указанные в конкурсной документации?
– Теперь комиссия должна верить всему, что написано в ПТС. Вопросы у нас возникали зачастую именно по этому поводу. Вскрываем заявку, в ней значится: автобус Mersedes, год выпуска – 1982, класс экологичности – четвертый. Такого быть не может, но все необходимые отметки, печати в ПТС присутствуют. Заполняют их не перевозчики, поэтому мы вынуждены принимать на конкурс тридцатилетний автобус с последним классом экологичности.
Как в таком случае удастся добиться реального обновления автопарка?
– Мы уже добились определенных результатов, и во многих заявках наглядно видим новую технику. В большинстве случаев в заявках присутствует часть старых автобусов, но, например, по одному из маршрутов внутри Орджоникидзевского района предприниматель выставил исключительно новые автобусы. Большой процент новой техники по Кировскому району.
Пермь делится с другими городами опытом проведения конкурсных процедур по маршрутам?
– Сейчас мы активно работаем с минтрансом Пермского края. В краевом правительстве изучили разработанную администрацией и депутатами гордумы конкурсную документацию и, взяв ее за основу, намерены также проводить конкурсы на обслуживание междугородних маршрутов. Не исключено, что и другие города края – Березники, Соликамск, Нытва – также переймут пермский опыт.
Департамент выступал с инициативой с помощью конкурсов «упорядочить» маршрутные такси и включить их в Единую маршрутную сеть. Почему это необходимо, на ваш взгляд?
– Состоялся ряд совещаний по этому вопросу, мы выслушали все точки зрения, сформировали свою позицию и в ближайшее время представим ее депутатам Пермской городской думы. Окончательное решение о том, в каком виде будут существовать маршрутные такси в Перми, останется за ними. Маршрутки востребованы, к нам поступает масса обращений с просьбами оставить в Единой маршрутной сети те или иные популярные маршруты. Но в таком случае маршрутки должны подчиняться единым правилам.
Когда планируется объявить конкурс на разработку системы автоматического учета пассажиропотока?
– В ближайшее время. В адрес главы города Игоря Сапко от имени губернатора Пермского края Виктора Басаргина было направлено письмо о том, что минтранс планирует запуск единой транспортной карты на территории края. И необходимо синхронизировать процессы, чтобы люди в Перми и других населенных пунктов обладали одинаковыми правами на проезд в общественном транспорте. С нашей стороны нормативно-правовая база уже разработана. Сейчас необходимо оценить готовность краевых структур.
Конкурсная документация на разработку системы уже разработана?
– Да, все готово. Все эти вопросы неоднократно обсуждались, начиная еще с 2010 года.
Можно утверждать, что в 2015 году систему, наконец, внедрят?
– Думаю, что в этом году процесс должен завершится. До 1 апреля мы планировали приступить к осуществлению проекта, вышли на февральское заседание думы и получили средства на его реализацию, то есть уже зашли в процесс. С 1 июля намерены запустить электронный билет, но это не значит, что с этого дня система полностью заработает. Необходим тестовый период, время для наладки системы. Это поэтапный процесс.
Банки все еще не изъявили желания предоставить кредит «Горэлектротрансу» под муниципальную гарантию города, хотя конкурс объявлен повторно с более выгодными условиями. Рассматривается ли «запасной» вариант восстановления платежеспособности предприятия?
– Вариантов здесь немного, и с учетом сложившейся экономической ситуации из них выбран наиболее правильный. Совместно с руководством ГЭТ мы продолжаем искать возможность получения кредита. Сегодня условия, пусть и незначительно, но меняется в лучшую сторону, снижается ставка рефинансирования. Поэтому мы надеемся, что банки более охотно пойдут на сотрудничество с муниципалитетом.
Как долго ГЭТ может обходиться без заемных средств?
– Ситуация сложная, но предприятие работает. Удалось сохранить коллектив и подвижной состав. Наблюдается увеличение пассажиропотока на электротранспорте, связанное с тем, что удалось временно запустить движение трамваев по ул. Максима Горького. Одновременно ведутся переговоры с теми, кому предприятие задолжало – с Пенсионным фондом, налоговой инспекцией, составляются графики платежей. Самое главное – ведется работа по стабилизации финансовой ситуации внутри «Горэлектротранса», потому что если этого не сделать, то и спасать такое предприятие нет смысла. Сейчас мы видим, что у него есть будущее.
Есть ли в дальнейшем планы по реконструкции трамвайных путей, строительству новых веток?
– Планы есть, но говорить о них можно будет после выхода из того «пике», в котором оказался ГЭТ. Нужно год-полтора, чтобы ситуация стабилизировалась. Потом можно будет говорить о перспективах. Ремонт трамвайных путей ведется постоянно: ул. Героев Хасана, ул. Максима Горького… Следующей будет ул. Пушкина или Северная дамба, которые давно находятся в списке приоритетных объектов, но вопрос упирается в возможности бюджета. Будут средства – начнем развивать трамвайную сеть. Проложить пути до микрорайона Садовый было бы большим плюсом как для населения, так и для «Горэлектротранса», который получит дополнительный поток пассажиров.