Газета
  1. Газета
 13 апреля 2015, 13:20  

Что с лицом?

Что с лицом?
Градсовет обсудил проект реконструкции вокзала Пермь II. Эксперты задали массу вопросов.

 Проект современной трансформации вокзала Пермь II, представленный на выездном заседании Градостроительного совета при Пермской городской думе, подвергся критике со стороны экспертов. Формирование масштабного транспортно-пересадочного узла, включающего в себя кроме железнодорожного вокзала сеть парковок, подземные переходы, торговые площади, гостиницу и автовокзал, отвечает требованиям времени и запросам горожан. Но ключевой момент проекта – создание масштабного торгового центра – вызвал массу вопросов. Казус заключается в том, что осуществление плана по модернизации вокзала завязано именно на инвестициях из сферы бизнеса.

Определяя подходы к обсуждению проекта, председатель Градсовета, глава Перми Игорь Сапко заявил: «Мы придерживаемся принципиальной позиции – все градостроительные решения оказывают влияние на развитие территории и качество жизни горожан в долгосрочной перспективе. Поэтому необходимо проводить всестороннюю оценку проекта и тщательно анализировать последствия».

Проект был представлен Алексеем Шабалиным, гендиректором ОАО «РВ-Пермь», дочерней компании РЖД. Предполагается произвести перепланировку несовременного, «морально устаревшего» здания вокзала, расширить его вплоть до трамвайного кольца. В южной части комплекса будет расположен автовокзал. Существующий тоннель после реконструкции соединит Главное и Горнозаводское направления. Г-н Шабалин указывает, что Сад камней останется лицом города Перми. Исполнительный директор компании «РВ-Пермь» Евгений Борисоглебский указал, что кардинальная переработка вокзала позволит увязать в единую сеть железнодорожный, городской и междугородный транспорт.

Разработчики предполагают поэтапное осуществление проекта. В первую очередь должен быть построен новый автовокзал и перехватывающая парковка, реконструирован подземный переход. На втором этапе функции железнодорожного вокзала будут временно перенесены в здание автовокзала. Завершится проект строительством гипермаркета, гостиницы, офисного центра, масштабной парковки, двухуровневого перекрестка на пересечении улиц Локомотивной и Строительной.

Положительно оценил проект Илья Денисов, начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми, указав на соблюдение принципа «сухой пассажир», которому не придется совершать длительных переходов по открытому пространству от поезда к трамваю, как это происходит сейчас. Также г-н Денисов считает, что новая раскладка транспортных потоков позволит организовать местное движение без заторов. А вот о безопасности пешеходов на улице Строителей до улицы Дзержинского придется позаботиться дополнительно. «Проект недоработан: пешеходные дорожки отсутствуют в документации. Перекресток улиц Локомотивной и Строительной потенциально опасен, и на нем также не просчитаны потоки пассажиров», – отмечает Илья Денисов.

Осуществление проекта приведет к тому, что между вокзалом и городом исчезнет визуальная связь, указывает Лариса Мымрина, представитель МКУ «Институт территориального планирования»: «За счёт крупного транспортного кольца и торговых площадей у граждан сформируется отрицательное восприятие городского пространства, что противоречит заявленным целям проекта». В случае если план преобразования Перми II примут в его актуальном виде, люди, приезжающие в город или отбывающие из него, фактически будут вынуждены проводить время в подземке торгового центра – именно здесь аккумулируются основные потоки пассажиров. О производящем хорошее впечатление «лице города» в данном случае не может быть и речи».

Пермский правозащитник Денис Галицкий обратил внимание на то, что, согласно представленному концепту. привокзальной площади придается несвойственная ей торговая функция: «Это будет создавать обратный визуальный эффект. Выходящий из поезда гость будет попадать в огромный торговый центр или в подземную парковку».

Директор Пермского института транспорта Михаил Якимов указал на проблему, связанную с переносом автовокзала. Для того чтобы просчитать пассажиропотоки и не допустить усложнения ситуации на дорогах, необходимо заранее прояснить, как будет функционировать автовокзал и останется ли часть его функций в старом здании. «Речь идет о разделении потоков пригородного и междугородного автотранспорта», – отмечает г-н Якимов. При создании концепта нового вокзала не учтено, что включение автовокзала в транспортно-пересадочный узел противоречит поставленным правительством целям безопасности, считает архитектор Игорь Луговой, предлагая правительству проработать и другие варианты.

Архитектор Антон Барклянский просит разработчиков обратить внимание на то, что осуществление проекта может «разрушить городскую ткань»: «Вокзал должен быть связующим звеном, но в представленном плане отсутствует привязка между транспортными и пешеходными связями, хотя проект должен решать именно эту проблему. Здания транспортно-пересадочного узла спроектированы не для людей. Вокзал должен быть приятен, просторен, чтобы за него не было стыдно».

Заместитель генерального директора ОАО «МРСК Урала» – директор филиала «Пермэнерго», депутат Законодательного собрания Пермского края Олег Жданов считает проект противоречивым, поскольку проблема с транспортными развязками может только усугубиться из-за строительства нового торгового центра, который притянет дополнительные потоки людей к вокзалу. Нужно принимать в расчет не только пассажиров-путешественников, но и покупателей, не имеющих функционального отношения к транспортному узлу. «Парковка при торговом центре будет занята людьми, которые там работают или пришли за покупками, – указывает г-н Жданов. – Поэтому я должен поставить вопрос: этот проект отвечает заявленным целям или решает параллельные?»

Игорь Макарихин, ректор ПГНИУ, напомнил совету, что университет планирует строить новые общежития, поэтому детали новой организации района Перми II нужно выносить на отдельное обсуждение: «Кроме того, университет не имеет собственной парковки, и новая масштабная стоянка может быть заполнена только машинами сотрудников и студентов ПГНИУ».

Первый заместитель председателя Пермской гордумы Аркадий Кац призвал обсудить все замечания в адрес проекта и сформировать оптимальное решение поставленных задач. «Нужно прояснить вопрос о целесообразности такого масштаба коммерческих площадей в 132 тыс. квадратных метров, вопрос эргономики и эстетики для людей. Необходимо обратится к краевому правительству и организовать публичные слушания по этому вопросу», – сказал г-н Кац.

Глава Перми Игорь Сапко подвел итоги: «Совет создавался для того, чтобы открыто обсуждать ключевые градостроительные проекты и концепции. Здесь мы не принимаем или отклоняем предложения, а заслушиваем мнения и предложения экспертов. Наша задача – выработать лучшее, наиболее комфортное для горожан решение.

Критика, прозвучавшая в адрес проекта, будет учтена. Сейчас у администрации города есть возможность проанализировать все предложения и внести необходимые корректировки».

Все новости компаний