Появилась информация, что Пермская епархия РПЦ обратилась в Росимущество с просьбой о возврате двух объектов религиозного назначения, которые ранее принадлежали церкви, а теперь находятся в управлении вузов. Речь идет о корпусе ПГАИК и помещениях в здании. Много ли еще зданий, на которые претендуете?
– Конечно, они есть, у нас ведется статистика. Часть находится в центральных районах города: здание Духовной консистории на ул. Газеты «Звезда», 2, здание Духовного училища – ул. Газеты «Звезда», 18. Кроме этого, есть бывший храм Марии Магдалины на ул. Ленина, 11 – в нынешнее время там находится институт экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН. Люди часто путают понятия, например, семинария и консистория, поэтому возникает непонимание – зачем еще одна семинария, когда она есть на шоссе Космонавтов?
Сейчас прорабатываем вопрос с Пермской государственной академией искусства и культуры: мы также направили документы в соответствии с федеральным законом, письменно отказа еще не получили. Тут есть формальности: по закону можно вернуть то, что было построено, а то, что было куплено – по этому моменту нет определенной строки. Часть здания института культуры раньше было приобретено Епархией под духовное училище, в революционные году имущество отошло от церкви. Планируем при любом раскладе продолжать документооборот и переписку с государством и вернуть часть здания.
Насколько исторически обосновано строительство культовых сооружение в образовательных учреждениях, существует ли традиция возведения церквей в университетах?
– На самом деле всегда идет сначала инициатива от людей, никто никому ничего не навязывает. Например, не так давно пермская медакадемия изъявила желание построить храм к своему столетнему юбилею. С прошлого года искали место, сначала думали строить на ул. Петропавловской, но участок находится в охранной зоне. Сейчас принято решение возвести храм рядом с бульваром Гагарина. В целом – да, при университетах есть культовые постройки, но Епархия никогда не принуждает это делать.
Часто слышны реплики – «вот православные, опять хотят здание отобрать». На Ваш взгляд, почему тема строительства стала так актуальна?
– Мы не рассуждаем в категориях «хотим – не хотим». Мы не приходим и говорим «отдайте». Есть федеральный закон, и непонятно – почему когда мы его соблюдаем, идет обратная реакция. Конечно, есть представление того или иного человека, есть информация, появляющаяся в прессе и в открытых источниках, но законодательство есть законодательство, в рамках которого мы поступаем.
Насколько имеется потребность в возвращении зданий у Пермской епархии?
– Мы желаем восстановить памятники архитектуры, никогда не берем здания просто так. Всегда проводится большая работа по восстановлению – возвращают их зачастую в крайне непригодном состоянии. Для примера – Церковь Николая Чудотворца и Александры Римской при Мариинской женской гимназии в Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова. Стоит изуродованный храм в центре города, и почему-то никто не собирается его восстанавливать. Понятно, меркантильные цели у руководства – нужно переносить библиотеку, поэтому и собираются просто так там находиться. Или взять Храм Рождества Богородицы – как это выглядело? Ужасно! Уже никто и предположить не мог, что это храм, когда в нем находилась фармакадемия. Сейчас это украшение города, которое изменило облик центра Перми.
Как сейчас обстоят дела с Кафедральным собором и нахождением там галереи?
– Пермская художественная галерея, по договору, безвозмездно пользуется зданием, а Пермской Епархией РПЦ ведутся проектные работы. Галерея не мешает, но само здание не в очень хорошем состоянии – нужно реставрировать фасад, и до внутренней реконструкции еще хватит работы. Желательно, конечно, чтобы с проектом галереи все также двигалось вперед. Пока мы стараемся сделать так, чтобы здание выглядело респектабельно.
Как Вы оцениваете взаимодействие с властью края и города?
– С ними сложились добрые отношения. Губернатор Виктор Басаргин и депутаты Законодательного собрания и городской думы посещают наши мероприятия: недавно они пришли на подъем колоколов в церкви Рождества Богородицы. Большая работа ведется через межконфессиональный комитет, который регулярно собирается в гостях у разных традиционных конфессий. Развитие отношений с властью идет активно, есть совместные проекты: больница, детские сады, гимназия, семинария. К слову, скоро, в конце апреля откроем травмпункт на базе православной клиники «Елизаветинская больница», в целом он уже готов. Насколько знаю, в центре города больше нет травмпункта. Сама больница открыта для всех пермяков, сейчас заканчивается ремонт сестринского прихода – помещения на 500 кв. метров, и сестры будут ухаживать за больными.
Если говорить о прихожанах – насколько увеличилась численность православной общины за последние 5 лет?
– Подобная статистика не ведется. Да и кого считать православным? Того, кто посещает богослужения? Кто-то ходит в церковь очень редко, но считает себя православным, кто-то постепенно к этому приходит в течение жизни.
На Ваш взгляд, наблюдается ли религиозная напряженность в Перми и в крае?
– Возможно, где-то радикальные проявления есть, в том числе и бытового характера, но мы пока не замечали. Все имеет частный характер.
А как Пермская епархия сосуществует с нетрадиционными религиозными течениями, так называемыми сектами? Насколько они активны?
– Они есть, но мы не ведем открытой борьбы. Главное, чтобы такие явления не принимали радикального характера и не направляли человека на разрушение вместо созидания. Знаем об их мероприятиях, видим, как они активно пропагандируют свои религиозные изъявления. Нам, по идее, тоже нужно. Но действуем через проповеди, которые вдохновляют людей, возвращают их к традициям, к тому, что является верой наших отцов. Знаем таких, кто побывал в разных нетрадиционных течениях, а потом обратился к нам. Когда человек искренне ищет Бога, он приходит в истинную веру своих родителей.