Андрей Шагап, первый заместитель главы администрации Перми, в интервью Business Class рассказал о том, что наиболее актуально на сегодня.
Андрей Владимирович, как выглядит динамика недоимки по муниципальному имуществу?
– Недоимка по муниципальному имуществу – один из основных вопросов, требующих решения, хотя не единственный и, может быть, по своему масштабу даже не самый обширный. Тем не менее эта проблема есть, она серьезная и масштабная, особенно если посмотреть на цифры и на то, что они значат для бюджета. Основную озабоченность вызывает задолженность по арендным платежам за пользование земельными участками.
Анализ сформировавшейся задолженности показывает, что она росла в течение четырех последних лет с 2011 года. Пик ее роста пришелся на октябрь прошлого года и составил 882 млн рублей. За четвертый квартал 2014 года долг сократился до 733 млн рублей. На сегодняшний день он составляет порядка 669 млн рублей – результат работы налицо. Снижение недоимки – одна из главных задач, поставленная главой администрации Перми Дмитрием Самойловым. Данный тренд задан федеральными и краевыми властями.
Сегодня за каждым руководителем департамента закреплена ответственность за тот или иной сектор задолженности: одни отвечают за недоимку по земельным участкам, на которых находятся объекты капитального строительства. Другие – за участки, должниками по арендной плате по которым являются физические лица, третьи – занимаются долгами юридических лиц.
Что касается земельных участков под объектами капитального строительства, то на сегодняшний день арендаторы таких участков имеют право выкупить их без конкурсных процедур по очень низкой льготной стоимости. Установленный федеральными властями льготный период выкупа закончился несколько лет назад, но на территории Пермского края этот период был продлен. К сожалению, нельзя сказать, что граждане и юридические лица таких земельных участков активно воспользовались предоставленной возможностью. Кроме того, долг по арендной плате за подобные земельные участки составляет на сегодня более 117 млн руб. Мы вышли с инициативой в Законодательное собрание края и Пермскую городскую думу, и депутаты приняли решение о том, что выкупная цена под такими объектами начинает серьезно повышаться с 2016 года.
Так, до 1 марта 2015 года выкупная стоимость земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, составляла от 2,5 до 7,5% от кадастровой стоимости. С 1 марта 2015 года она составляет 7,5%, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года – 25%, с 1 января 2018 года и бессрочно – 75%. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности: с августа 2014 года по конец 2016 года – 15% от кадастровой стоимости, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года – 50% от кадастровой стоимости, с 1 января 2020 года – 100% от кадастровой стоимости. Ранее расчет выкупной цены производился по ставке 2,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Сегодня она составляет в Перми 15% от кадастровой стоимости земли. Федеральные власти уже увеличили стоимость выкупа земли до равной кадастровой стоимости. Этому тренду следуют уже и некоторые регионы. К этому идет и Пермь.
В результате предложенных нами и принятых региональными и пермскими городскими депутатами решений доходы от продажи участков под объектами капитального строительства в первом квартале 2015 года выросли в несколько раз – до 54 млн рублей (за аналогичный период 2014 года эта сумма составила 12 млн рублей). Люди начали активно покупать такие земельные участки, и это правильно. Если есть возможность приобретать землю по установленной государством льготной цене, я уверен, что этим нужно пользоваться.
Какие меры принимаются для снижения недоимки? Какие новые мероприятия появились в списке мер после вашего прихода на работу в администрацию?
– Мы используем все инструменты, которые не противоречат действующему законодательству и этическим нормам. Задолженность формировалась в течение четырех лет, поэтому решить этот вопрос за один год невозможно.
Я уверен, что каждая проблема помимо негатива имеет также и положительный эффект. В данном случае это не просто работа с задолженностью и ее снижение, а повод задуматься о перестраивании работы, о том, как сделать ее более эффективной. То, что нам удалось снизить задолженность почти на 25 % за полгода, считаю серьезным результатом.
Главным итогом нашей работы, который я бы считал наиболее успешным, должно стать изменение отношения граждан города к этой проблеме. Не платить должным образом по своим обязательствам в городскую казну должно стать дурным тоном.
Я не склонен говорить о том, что в сложившейся ситуации виноваты только предприниматели и население. Возможно, в каких-то моментах неправильно себя повела городская власть. Поэтому считаю, мы должны стать партнерами для бизнеса и для людей. Первым мы должны помогать, вторым – обеспечивать комфортное проживание. И к этому необходимо стремиться в ежедневной работе.
В интервью нашей газете вы говорили о намерении обсудить взаимодействие в деле «выбивания» долгов со службой приставов. Есть ли результат от этих контактов?
– Администрация города заключила соглашение с управлением службы судебных приставов. Наше взаимодействие стало более плотным. Сегодня похвастаться результатами этой работы нельзя, если учитывать цифровые значения, но те положительные изменения, которые происходят в ежедневном взаимодействии с нашими коллегами, уверен, дадут серьезный результат.
Увеличилось ли количество исков к должникам?
– За I квартал 2015 года департаментом земельных отношений в суд направлено 126 исковых заявлений, это на 10% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В 2014 году департаментом подано 506 исков о взыскании задолженности по арендной плате за земельные участки на общую сумму 282,318 млн рублей, неустойки (пени, проценты за пользование чужими денежными средствами) в размере 64,99 млн рублей. Из них по решению судов взыскано 169,9 млн рублей задолженности по арендной плате и неустойки в сумме 33,646 млн рублей.
Необходимо понимать, что обращаться с иском в суд департамент имеет право только в том случае, если арендная плата не поступает в течение полугода. Еще один момент связан с тем, что даже после вынесения решения о взыскании средств должники не сразу его исполняют.
Депутат Пермской гордумы Владимир Плотников говорил об огромной задолженности со стороны ТРК «Столица». У вас есть информация, подтверждающая эти данные?
– Слова Владимира Плотникова соответствуют действительности. Начиная с 2012 года городская администрация предлагает собственникам здания ТРК «Столица» заключить договор аренды за пользование земельным участком, на котором расположен комплекс. И в том, что это привлекло внимание депутата, нет ничего удивительного. У администрации нет самоцели доводить дела до судебных рассмотрений, но в данном случае ситуация может дойти до такой точки, что нам придется обратиться в суд, чтобы понудить пользователей земельного участка заключить договор аренды. Кроме того, мы взыщем все недополученные городской казной средства за использование земельного участка без договора аренды и примем для этого все необходимые меры.
Как получилось, что договор аренды земельного участка не был заключен?
– По данным ДЗО, сторона арендатора не подписывала договор. В последний раз причиной этого стало несогласие с условиями документа.
В СМИ не раз писали о ваших разногласиях с депутатом Плотниковым, это действительно так?
– Некоторые средства массовой информации и люди, которые за ними стоят, считают, что СМИ должны быть похожи на детективных писателей, иначе их никто не станет читать. Я уверен, что это неправильно. Гражданам нужна объективная информация. Ситуация с Владимиром Плотниковым надумана и раздута. При этом реальных оснований для таких выводов нет и быть не может. У нас здесь не клуб по интересам и не кружок филателистов. Порой доходит до острых дискуссий.
Мы с депутатами являемся коллегами и партнерами. Нам приходится совместно обсуждать серьезные вопросы и принимать ответственные решения. И нет ничего удивительного, что в процессе формирования этих решений могут появляться разногласия: люди отстаивают свою точку зрения, и это нормально. Но вся работа построена, прежде всего, на взаимном уважении. Перед администрацией Перми и городской думой стоят одни и те же задачи – сделать наш город лучше, а жизнь в нем – более комфортной и безопасной. Безусловно, мы можем иметь разные точки зрения на одни и те же вопросы. Именно в ходе диалогов и постоянных переговоров мы находим ответы на стоящие перед нами вопросы.
Я полностью согласен с депутатом Дмитрием Малютиным, который на последнем пленарном заседании городской думы подчеркнул, что депутаты и администрация вместе ответственны за все решения, которые принимаются. И каким-либо личным амбициям здесь не место.
Сформирован ли план проведения торгов на 2015 год? Какой объем земель администрация Перми намерена выставить на торги (и продажа, и аренда)? Какие наиболее крупные площадки планируется реализовать с помощью конкурсных процедур?
– Всего в 2015 году администрация Перми намерена выставить на торги земельные участки общей площадью 116,85 тыс. кв. м. Из них: земельные участки в аренду – 101,598 тыс. кв. м, в собственность – 15,252 тыс. кв. м.
Мы провели первую волну торгов, не скажу, что она стала крайне успешной. Но первый квартал, как правило, нельзя считать показательным. Инвесторы проявляют интерес к ликвидным объектам и готовы предложить за них хорошую цену. Есть интерес и к объектам недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. В наших планах передать их в арендное пользование. Это прежде всего касается объектов, стоящих на гостевых маршрутах и находящихся в ненормативном состоянии. В данном случае задача – не только пополнить городскую казну, но и создать условия, стимулирующие скорейшее проведение будущим арендатором ремонтных работ.
Институт приватизации таких объектов не позволит решить комплексно поставленные задачи. Иначе здания будут стоять в таком же состоянии, но находится не в собственности муниципалитета, а в частных руках. И в этом случае нам уже сложно будет повлиять на ситуацию. Но это не значит, что мы перестанем реализовывать объекты в собственность. Сегодня как раз то время, чтобы провести мониторинг всех объектов, которые находятся в муниципальной собственности и не используются. Год от года они не становятся краше, кроме того, некоторые из них несут потенциальную общественную опасность. Наша задача – сделать так, чтобы эти объекты нашли своих собственников. При этом они должны быть проданы за максимально высокую цену.
Планируется ли проводить повторные торги по аренде подземного пространства эспланады? Какие изменения будут внесены в конкурсную документацию?
– Подземное развитие эспланады по-прежнему является одним из крупнейших, и я надеюсь, реализуемых проектов. Торги по эспланаде были отменены для корректировки конкурсной документации. Условия, которые были в ней обозначены, оказались не совсем интересны инвесторам. Так, например, вопросы вызвал срок аренды. Согласно условиям договора, он составляет 4 года и 11 месяцев. Получается, что инвестор вкапывается в землю, вкладывает миллиарды, а через пять лет договор заканчивает свое действие. Есть и другие условия, которые требуют корректировки. Однако принципиальные пункты договора остаются прежними. Прежде всего это касается высотной отметки. В этом отношении наша позиция остается неизменной – эспланада должна быть площадью, знаковым местом в общественной жизни города. При этом, считаю, что данный проект должен быть реализован по максимально высокой цене без субъективных ссылок на экономические реалии.
Изменится ли цена лота при проведении новых торгов?
– Если изменится, то только вырастет.
Что касается освоения эспланады над землей, запланировано ли создание скверов, парков?
– Это, в том числе, прописано в условиях конкурсной документации. Инвестору следует не только построить подземный торговый центр, но и организовать территорию на поверхности.
Потенциальный инвестор – компания «Нордстар-Девелопмент»?
– В том числе. Надеюсь, когда конкурс вновь будет объявлен, мы получим сразу несколько потенциальных инвесторов. Позиция «Нордстар-Девелопмент» более перспективна, так как компания уже неоднократно прорабатывала этот вопрос.
В какой стадии находятся судебные разбирательства между администрацией Перми и СПК «Мотовилихинский»? В одном из последних исков, направленных СПК в отношении городского департамента земельных отношений, кооператив требует признать незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 281 га. Готова ли администрация продать эту землю СПК и на каких условиях?
– Я благодарен СПК «Мотовилихинский» за то, что они пошли навстречу, когда я еще работал министром по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, и благодаря СПК многодетные семьи получили участки на Иве. У нас нет каких-либо распрей, но есть разногласия по условиям продажи: департамент земельных отношений настаивает на том, чтобы участок был реализован как можно дороже. У СПК «Мотовилихинский» – совершенно другая цель: приобрести землю как можно дешевле.
Мы уверены в своей позиции, каждая вещь имеет свою цену, и администрация должна продавать находящиеся в собственности города объекты согласно тому потенциалу, который они имеют сегодня. В данном случае потенциал земельного участка очень высок. У предприятия есть желание и право приобрести земельный участок. Администрация провела оценку, результатом которой стала цена, по которой предлагается приобрести участок. Если СПК «Мотовилихинский» не согласен с какими-либо условиями выкупа, то сделка состоится в соответствии с принятыми судебными решениями.