Город
  1. Город
 11 июня 2015, 09:30  

Ждут перемен. ФАС добивается отмены практики платы, которую автовокзалы взимают с перевозчиков

Ждут перемен. ФАС добивается отмены практики платы, которую автовокзалы взимают с перевозчиков

10 июня состоялось очередное заседание общественно-консультативного совета при Пермском УФАС России. Поводом для дискуссии послужили отношения автовокзалов и перевозчиков, а именно методика, по которой первые взимают плату за свои услуги со вторых. Сейчас перевозчики платят компании «Автовокзалы Прикамья», которая управляет имуществом краевого автовокзала на основании договоров аренды, процент от своей выручки. По мнению надзорного органа, стоимость услуг должна зависеть от расходов, которые несет автовокзал при их оказании, а не от доходов перевозчиков.

Изменить систему.

«В 2011 году имущество пермского автовокзала было передано в аренду (подробнее об этом см. справку - bc). Рынок услуг для перевозчиков это не изменило – он остался высококонцентрированным. Зачастую имеют место злоупотребления доминирующим положением, которые ведут к ограничению конкуренции на смежном рынке – пассажирских перевозок. С 2010 года мы активно работаем над формированием судебной практики по вопросам нарушения антимонопольного законодательства субъектами, оказывающими услуги автовокзалов», - рассказал Сергей Михеев, начальник отдела контроля финансовых рынков Пермского УФАС России.

С момента передачи имущества автовокзалов в аренду новым операторам в арбитражных судах рассматривается более пятидесяти дел, в рамках которых УФАС ведет спор с операторами автовокзалов. Практически во всех вынесенных на сегодняшний день судебных решениях действия антимонопольного органа признаны законными и обоснованными.

При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства было выявлено, что оператор навязывает невыгодные и не относящиеся к предмету договора с перевозчиком услуги. В частности, управляющая компания контролирует соблюдение паспорта маршрута и наличие у пассажиров билетов. По закону такими полномочиями оператор не обладает – это должен делать либо сам перевозчик, либо уполномоченный госорган.

«Самый больной вопрос, связанный с оплатой перевозчиками услуг автовокзалов – это ценообразование. Практика, которая сегодня используется по всей стране, сложилась еще в 70-х годах. Перевозчики платят за одну и ту же услугу разные суммы в зависимости от стоимости билетов на их автобусы, но с затратами автовокзала эта величина никак не связана. Поскольку рынки развиваются, мы считаем, что пора менять эту систему. Суды подтвердили, что она создает дискриминационные условия среди перевозчиков», - продолжил г-н Михеев.

«На федеральном уровне не сформирована методика, используя которую можно было бы изменить сложившуюся практику. Мы хотели бы сдвинуть ситуацию с места и поменять способ оплаты для перевозчиков. На наш взгляд, было бы правильно выделить отдельные услуги автовокзала и оценить каждую из них, исходя из расходов на их оказание», - заключила заместитель руководителя Пермского УФАС России Марина Кудрявцева.

Андрей Андреев, представляющий интересы ООО «Автоальянс» и ИП Мейтес, поддержал доводы антимонопольного органа. Оптимальным, по его мнению, было бы установление платы, исходя из количества автобусов, выходящих на линию.

Главное, чтобы не грабили.

Другие перевозчики готовы платить по-старому, но размер процентов они хотели бы уменьшить.

Ждут перемен. ФАС добивается отмены практики платы, которую автовокзалы взимают с перевозчиков

«Проблемы начались тогда, когда пришли арендаторы и увеличили размер отчислений. Раньше перевозчики платили автовокзалу 14,5% и меньше, и в какой-то степени эти проценты были дифференцированы в зависимости от выручки предпринимателей. Арендаторы добавили к отчислениям НДС и все стали за их услуги платить 17,11%. Система отчислений управляющей компании, по-моему, правильная, но проценты нужно снизить. Нужно произвести правильный расчет, чтобы понять, сколько мы должны отчислять, чтобы автовокзал мог осуществлять свою деятельность», - считает директор ООО «МС-Транс» Максим Артемьев.

По его мнению, отказ от существующей системы создаст проблему, связанную с отличием пригородных и междугородных перевозок. «Пригородный автобус приезжает на автовокзал четыре-пять раз в день. У него короче маршрут, чем у междугороднего, и билеты дешевле. Сейчас и размер отчислений у него меньше. Если мы будем считать плату по услугам, то междугородний автобус будет платить за обслуживание один раз, так как он делает один рейс в день, а пригородный пять. При этом дневная выручка у них одинаковая, потому что у второго билеты намного дороже, - пояснил г-н Артемьев. Перевозчику, по большому счету, без разницы, в каком виде будет производиться отчисление, лишь бы оно не было грабительским: чтобы на жизнь хватало и на обновление подвижного состава», - заключил он.

Перевозчик Юрий Никитин отметил, что если стоимость услуг не будет дифференцирована по краю, то перевозки в отдаленные районы станут не выгодными, а районные автовокзалы не смогут функционировать, если доходы пермского автовокзала не будут распределяться между всеми, как это делается сейчас. Кроме того, он посчитал невозможным считать стоимость услуг автовокзала, исходя из времени нахождения автобуса на его территории. «Автобусы будут стоять где-нибудь на улице Ленина, а за полчаса до отправления въедут на площадку», - предположил он.

Представитель УК «Автовокзалы Прикамья» Елена Еремина рассказала, что компания предложила свою методику расчета. Предполагалась брать «пассажирокилометр», то есть стоимость провоза одного пассажира на расстояние километра, но антимонопольный орган такую схему не согласовал. «Конечно, ведь пассажир тут не при чем – исходить надо из ваших затрат», - подчеркнула Марина Кудрявцева. «Мы хотим, чтобы наши расчеты совпадали с экономикой перевозчика, и показали все свои затраты в соответствии с запросом УФАС», - возразила г-жа Еремина. «Судя по вашим расчетам, у слесаря-сантехника и кассира платного туалета в Осе зарплаты такие, каких юристы антимонопольного управления не получают, - заметила г-жа Кудрявцева. Затраты нужно подтвердить первичными документами», - заключила она.

«В некоторых регионах, где против автовокзалов были возбуждены антимонопольные дела, размер платы для перевозчиков установили 1%», - продолжила представитель УФАС. «Где такая сказка?» - отозвались перевозчики. «Мы платим много, но есть города, где еще больше платят, а та методика, которая сегодня предлагается, доведет нас до абсурда», - заметил г-н Никитин. «В Томске автовокзал согласовал с антимонопольной службой отчисления в размере 1%, но по факту, насколько нам известно, решение не исполняется, и методики расчета платы у них нет», - сообщила г-жа Еремина.

Ждем остальных.

«Каким бы маленьким процент не сделали, недовольные все равно найдутся», - заметил директор ПКГУП «Автовокзал» Ильдар Камилянов. Он также рассказал, что обращался в Минтранс России в связи с возникшей у автовокзалов и перевозчиков проблемой, «которая будет расти как снежный ком», но поддержки не получил.

«Есть судебные решения, а значит, сохранить процентную плату для перевозчиков уже, видимо, не получится», - отметил заместитель директора ПКГУП «Автовокзал» Владимир Костыгин. Он согласился с доводами перевозчиков о том, что без учета разных весовых категорий пригородных и междугородних маршрутов, автостанции в районах и некоторые перевозчики рискуют разориться.

Предприятие предлагает считать стоимость услуг автовокзала, разделив их на две категории: продажу билетов, которая будет «облагаться» процентами, и комплекс услуг, обязательный для того или иного вида перевозок. Для пригорода он предполагает двухчасовое нахождение на вокзале, для межсубъектных перевозок – 6-7 часовое. «Слабое место такой системы в том, что, пойдя впереди всех регионов, Пермский край собственных предпринимателей поставит в неравное положение с другими межсубъектными перевозчиками, которые платят проценты», - отметил он. Еще один недостаток озвучила Елена Еремина. «В таком случае перевозчики начнут отказываться от всех услуг, кроме продажи билетов, а не пустить их на территорию мы при этом его не сможем, ведь билеты пассажирам проданы», - заметила она

«Получается, методика должна быть единой для всей страны. Без нормативных документов федерального уровня проблему не решить», - подвела итог Марина Кудрявцева.

В срок до 17 июня 2015 года Пермское УФАС России подготовит письмо в Министерство транспорта РФ о необходимости разработки стандартов оказания услуг автовокзалов для перевозчиков и методики расчета стоимости услуг автовокзалов.


В 2011 году имущество ПКГУП «Автовокзал» было передано в аренду компаниям, аффилированным УК «Автовокзалы Прикамья». В сентябре 2014 года предприятие подало в арбитраж иск к ООО «Пегас», ООО «АВ-Север», ООО «Альянс», ООО «АВ-Транс», ООО «АВ-Запад», ООО «АВ-Юг», ООО «АВ-Комфорт» и ИП Негодяеву о признании ничтожными сделок по сдаче имущества в аренду. Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил, однако в апреле 2015 года апелляция отменила это решение и подтвердила законность аренды имущества автовокзала. В конце мая ПКГУП «Автовокзал» подал кассационную жалобу на это решение. Она будет рассмотрена судом 6 июля.

Все новости компаний