Комитет Пермской городской думы по местному самоуправлению сегодня рассмотрел проект новой редакции устава Перми.
«Сегодня подходим ко второму этапу работы над уставом – непосредственно к внесению проекта в Пермскую городскую думу, – выступил Лев Гершанок, начальник аппарата управления экспертизы и аналитики городской Думы. – На первом этапе депутатами и рабочей группой были рассмотрены основные подходы к регулированию вопросов по определению структуры органов местного самоуправления, их полномочий, основных форм участия населения. Единственный вопрос, который тогда остался за рамками – это порядок формирования Пермской городской думы».
По словам Яны Дорофеевой, председателя рабочей группы по разработке устава города, председателя пермского отделения Ассоциации юристов России, новый вариант устава «содержит ряд новаций, соответствующих современным политическим и экономическим тенденциям». «Нельзя не упомянуть статью, посвященную принципам организации местного городского самоуправления, которая появилась в уставе, – говорит эксперт. – Переработана глава о стратегии социально-экономического развития, отражена новая структура управления городом, в которой глава возглавляет администрацию города в соответствии с действующим федеральным законодательством и, ключевое, – новый порядок формирования Пермской городской думы».
Сейчас в документе содержится положение, что из 36 депутатов городского парламента 22 избираются по одномандатным округам и 14 по партийным спискам.
В соответствии с законом в уставе города должны быть отражены важнейшие параметры: во-первых, численность представительного органа, которая на сегодня составляет 36 депутатов, а, во-вторых, соотношение числа депутатов, избираемых по спискам и избираемых по одномандатным округам по смешанной системе.
«В вопросе численности предлагаем сохранить преемственность, – комментирует г-жа Дорофеева. – На основании 131-ФЗ не может быть менее 35 депутатов, а 36 – близкая цифра. Увеличение числа депутатов ведет к увеличению расходов на их содержание, что в условиях существующего дефицита бюджета повлечет сокращение других социально-значимых направлений деятельности».
Напомним, ранее обсуждалась система «50/50»: в статье 13 закона о выборах депутатов представительных органов было правило, что при смешанной системе число депутатов, избираемых по спискам, должно составлять не менее половины, «иными словами, региональное законодательство не оставило разработчикам выбора на тот момент».
«Вместе с тем сейчас ограничения по установлению соотношения сняты. Рассмотрев несколько вариантов соотношения, изучив судебную практику и практику других регионов, проведя ряд консультаций, мы предлагаем вариант 22/14, где 22 депутата избираются по одномандатным округам, а 14 – по партийным спискам, что соответствует процентному соотношению 61/39», – пояснила Яна Дорофеева.
Аргументов в пользу этого решения стал тот факт, что депутат, избирающийся по одномандатному округу, имеет тесную связь с избирателями, поскольку они голосовали за конкретного политика.
«Предлагаемая комбинация, когда депутатов одномандатников больше 50%, позволяет сохранить преимущество политической тенденции, сложившейся в нашем городе», – считает эксперт.
По словам Яны Дорофеевой, рабочая группа «руководствовалась позицией Конституционного суда РФ, высказанной по спорам о выборах в селе Хомутинино Челябинской области» и что новый вариант устава сочетается с вертикальным распределением муниципалитетов на избирательные округа.
«План нарезки отталкивается от существующего распределения округов на выборах в заксобрание края и планируемого выделения на избирательные кампании в госдуму. Получается пирамида: в основании 22 одномандатных округа на выборах в гор думу, к ним к ним прикрепляются существующие 11 одномандатных округов законодательного собрания, на вершине – депутат госдумы. Выборы в гордуму и госдуму пройдут одновременно – здесь есть свои плюсы», – прокомментировала эксперт.
Выступление представителя рабочей группы вызвало ажиотаж среди депутатов.
«У меня вопрос и претензия – при первой встрече мы обращали внимание: хотелось бы видеть вариативность, – взял слово Олег Бурдин. – Сейчас смотрю – самая дискуссионная статья, 38я, не предполагает вариаций, вы сделали ссылку на какое-то село, Путятино, что ли, ссылка – не совсем корректная, аргументы не совсем весомые и нет ничего больше. Почему не было хотя бы 2-3 вариантов?»
«Начну с села. Это не просто какой-то неважный документ, это постановление Конституционного суда от 7 июля 2011 года по рассмотрению дела, связанного с выборами в селе Хомутинино, что важно при определении подходов. Были и другие аргументы, которые в совокупности не позволили предложить иного варианта», – ответила г-жа Дорофеева.
«Я вас перебью и еще раз сделаю акцент: Пермь – город миллионник. Городов много таких в РФ? Можно было срез показать? Сколько максимально может быть депутатов в гордуме согласно федеральному закону?», – не сдавался г-н Бурдин.
«Второй принцип – неувеличение расходов бюджета», – парировала Яна Дорофеева.
Напомним, ранее стало известно, что депутаты городской думы в основном не поддерживают такой проект «нарезки» избирательных округов. Парламентарии предлагали разделить город на 33 одномандатных и 11 многомандатных округов. Их настороженность была вызвана тем, что при сокращении количества одномандатных округов усложняется переизбрание нынешнего состава депутатского корпуса.
«Яна Владимировна, согласен с вашими аргументами, что чем больше депутатов по партийным спискам, тем меньше они работают в тех округах, в которых избираются. Яркий пример – наше любимое пермское Законодательное собрание, – взял слово Андрей Солодников, депутат гордумы. – Понятна и риторика коллег, моих идеологических противников из «Единой России», которые вообще хотели оставить только одномандатные округа и по-минимуму сократить партийные списки. Хотелось бы узнать – знакомы ли вы с мнением оппозиционных партий, с решением того же краевого бюро КПРФ, которые пытаются настаивать на том, чтобы сохранить 50 на 50 при смешанной системе?»
«Мы руководствовались заданием от гордумы», – ответила г-жа Дорофеева.
«Понимаю, заказчиком была Пермская городская дума, но как относиться будут партии?» – не отступал г-н Солодников.
«Это общероссийский тренд – увеличение в пользу одномандатников. Например, в процентном соотношении в Костроме 73 на 27, в Нижнем Новгороде – 73 на 27, в Ростове-на-Дону – 75 на 25», – парировала эксперт.
«В связи с тем, что сегодня более технический регламент, я вас поддержу, но в дальнейшем учтите, что есть и другие партии, которые хотят, чтобы их представители оказались в Пермской городской думе», - подытожил г-н Солодников.
Наталья Рослякова, депутат Пермской Городской думы, председатель комитета гордумы по местному самоуправлению:
– Это исключительно мое мнение. Но 18/18 и 22/14 – не особо отличающиеся друг от друга цифры, либо 18 округов, либо 22. Если рассматривать с точки зрения увеличения количества округов, мне больше импонирует цифра 22. Я все равно депутат 3 созыва, я понимаю, что даже физически – на сегодня у меня 25 тысяч избирателей, при системе 22/14 это будет около 32-36 тысяч человек. А депутат работает ножками, нужно обойти все округа, надо работать с населением – очень увеличивается нагрузка. И в то же время я уважаю мнение партий. Сегодня у нас в думе, например, только один представитель от КПРФ, но он активный, высказывает свое мнение, мнение партии, и это очень важно – присутствие в думе разных партий. Теоретически цифра 22/11 на сегодня может существовать, но надо послушать, как отреагирует общественность на публичных слушаниях. Там мы посмотрим, что скажут специалисты. Сегодня на заседании комитета слышали мнение Ассоциации юристов, а на слушаниях будут специалисты, проживающие в нашем городе и, возможно, появятся еще мнения. Сегодняшние поправки – чисто технические, уточнили формулировки, изменения по сути можно принимать только через публичные слушания
На заседании комитета документ был в целом поддержан. Депутаты назначили на 9 июля дату проведения публичных слушаний по проекту устава. В окончательном виде устав будет принят депутатами на осенней сессии заседаний городского парламента.