В ходе заседания общественно-консультативного совета при Пермском УФАС участники рынка пассажирских перевозок, краевые чиновники и эксперты обсудили постановление правительства Пермского края №304-п «Об утверждении порядка организации транспортного обслуживания…». Документ устанавливает, в том числе, порядок проведения отбора перевозчиков на право обслуживать краевые и межмуниципальные автобусных маршрутов. Процедура аналогична той, которую провели власти Перми, распределив городские автобусы. Мнения экспертов о грядущих изменениях на краевом уровне разделись. Одни считают, что власти устроили революцию в отрасли, не выслушав предпринимателей. Другие – что конкурсы необходимы, чтобы поддержать рынок.
1 ноября вступит в силу постановление краевого правительства, изменяющее сферу пассажирских перевозок. К этому времени власти намерены утвердить список маршрутов и отобрать перевозчиков. Кроме того, необходимо определить состав комиссии для контроля за соблюдением правил перевозки, а также провести отбор организации, которая будет выполнять функции единого центра управления. К последнему управляющему «звену» у экспертов возникли вопросы.
«Единый центр управления фактически объединяет в себе функции государственной власти и юридического лица, так как в его деятельности есть и коммерческая составляющая. Такое совмещение невозможно согласно федеральному законодательству, - отметила исполнительный директор ПРО «ОПОРА России» Наталья Коробейникова. Мы провели экспертизу документа с привлечением перевозчиков и экспертов-теоретиков и подготовили заключение на проект постановления об организации транспортного обслуживания. Предложения учтены не были. Власти полностью ломают систему перевозок в крае», - заключила она. «Он будет готовить информационную базу, а все организационные моменты четко закреплены за минтрансом», - не согласился заместитель директора ПКГУП «Автовокзал» Владимир Костыгин.
В постановлении единый центр управлению определяется как организация, уполномоченная формировать маршрутную сеть, выполнять функцию диспетчера и вести базу данных. Она также будет выступать оператором электронной системы оплаты проезда. (Подробнее см. справку).
Директор ООО «МС-Транс» Максим Артемьев считает, что перевозчиков ожидают кардинальные перемены, а их мнение, как и предложения общественников, не нашло отражения в итоговом документе. «Нас ставят перед фактом: принято постановление, которое полностью разрушает всю систему перевозок в крае. Попытки обсудить его с перевозчиками были, но по большому счету, документ не изменился по сравнению с тем, что предлагалось изначально. Оно отменяет все нормативные акты, существовавшие в сфере пассажирских перевозок. В ноябре у нас, как я понимаю, будет небольшая революция», - предположил он.
Перевозчику возразил директор ПКГУП «Автовокзал» Ильдар Камилянов: «Минтрансом проведена большая работа в ходе подготовки документа. Проект постановления обсуждался в рамках общественного совета при министерстве, на заседании комитетов заксобрания. Документ также прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. Говорить о революции, на мой взгляд, будет преувеличением».
«Действующие сегодня постановления не позволяют в полной мере регулировать рынок. Если управляющая компания поставит перевозчика в условия, которые его не устроят, он сделает паспорт маршрута «от столба», станет возить пассажиров. Механизмов влияния на таких предпринимателей «старые» постановления не дают . Новое решает эту проблему», - добавил Владимир Костыгин.
Перевозчик Юрий Никитин отметил плюсы проведения конкурсных процедур. «Сейчас по некоторым направлениям автобусы отходят с автовокзала каждые десять минут, а поток пассажиров в этом году меньше, чем был раньше, и несмотря на летний сезон, автобусы стоят без работы. При этом на одном маршруте конкурируют перевозчики с новой и старой техникой. Распределение маршрутов, я думаю, положительно повлияет на ситуацию», - считает он.
Постановление правительства Пермского края №304-п «Об утверждении Порядка организации транспортного обслуживания населения и перевозки багажа на краевых и межмуниципальных автобусных маршрутах и Порядка проведения отбора перевозчиков на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок и багажа на краевых и межмуниципальных автобусных маршрутах» подписано 18 мая 2015 года.Единый центр управления комплексом пассажирских перевозок на краевых и межмуниципальных автобусных маршрутах (Единый центр) - организация, реализующая мероприятия:
- по созданию единой транспортной сети маршрутов
- согласованию расписания
- по общей диспетчеризации пассажирских перевозок и багажа на маршрутах
- ведению Единой базы данных - централизованной электронной базы данных, содержащей систематизированную информацию о продаже билетов (в том числе проданных при помощи электронной системы оплаты).