В парке Горького прошел «круглый стол», посвященный перспективам фестивального движения в Перми. Эксперты сравнили «Белые ночи» и «Пермский калейдоскоп», узнали о новом «супер-проекте» Вадима Некипелова, а также предложили отказаться от крупных акций в пользу единой событийной программы.
Ирина Шафранская: «Шаблон, да не тот»
«Фестиваль – это культурный продукт, который существует в контексте экономики впечатлений. Насыщенная культурная жизнь приучает потребителя к запросу на продукт соответствующего качества. Здесь можно говорить о такой грани социального эффекта, как запрос горожанина на отдых в том формате, который был отчасти навязан, отчасти внедрен «Белыми ночами» и достаточно прочно укоренился в летнем досуге пермяка», – начала свое выступление кандидат экономических наук, доцент, руководитель департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Перми Ирина Шафранская.
По мнению эксперта, «Пермский калейдоскоп» скопировал только шаблон, но не принципы своего предшественника. «Остается такая же сетка, множество участников, разнообразная целевая аудитория, но принцип, связанный с производством и потреблением впечатлений, которые развивают потребителя и формируют новый формат досуга, пропал», – отмечает г-жа Шафранская.
Также, по ее мнению, фестиваль должен трансформировать городское пространство, чего в случае с «Калейдоскопом» не произошло. Не ускользнул от внимания эксперта и экономический аспект. «Любое явление, на которое мы тратим ресурсы и которое строится на определенной стратегии, нужно не только для того, чтобы потратить ресурсы, но и преумножить их. Если мы говорим, что у нас есть некий объект с накопленным символическим капиталом, с известным брендом (а «Белые ночи» – сильный бренд), то можно было бы капитализировать этот эффект. Но, к сожалению, не получилось», – считает г-жа Шафранская.
Однако с фестивальным движением в целом, по мнению эксперта, не так все плохо. «Очень хорошо, что сохраняется канва событий в городе. Сам факт того, что в городе есть ритм – есть множество фестивалей, возможность выбора. Правда ко всем есть вопросы, к примеру, RED FEST страдает от тех же самых эффектов. Ребята чуть лучше переосмыслили городское пространство, но все остальное они, как мне кажется, упустили», – резюмирует эксперт.
Святослав Мурунов: «Что имеем, то дробим»
«Событие – единственный инструмент для формирования идентичности», – считает урбанист, руководитель федеральной сети Центров прикладной урбанистики МВШСЭН (Москва) Святослав Мурунов. Как отмечает эксперт, большинство городских событий сейчас используются либо как политический инструмент, либо как доказательство существования региона.
Одним из главных недостатков современных городских событий эксперт считает слабую локальную активность. «Бизнес делает свои конференции, ярмарки, фестивали, культурные агенты организуют свои праздники. И все это накладывается на бедный мозг простого горожанина, который, конечно же, не понимает, что он может быть частью события не как потребитель, а как активный участник: может самостоятельно формировать повестку, генерировать события», – рассуждает г-н Мурунов. По его мнению, решить эту проблему может качественный диалог внутри города.
Так же, как и предыдущий эксперт, г-н Мурунов считает «Белые ночи» успешным брендом, благодаря которому о Перми начали говорить по всей стране. «Да, было много всего неправильного. Но крупный и средний бизнес, администрация, городские активисты и эксперты могли бы отрефлексировать все негативные моменты, переосмыслить и сконструировать новый фестиваль. Сейчас, как мне кажется, у нас произошло некое дробление: множество фестивалей пытаются по-разному монетизировать или хотя бы сохранить определенный смысловой и социальный капитал. Это неплохо, но это не масштабные городские события, способные привести к каким-либо изменениям», – считает эксперт.
По его словам, для того чтобы решить эту проблему, необходимо поменять подход к организации городских событий. «Нужно рассматривать событие как продукт городского диалога, совместную деятельность, как инструмент, то есть менять с его помощью социальное пространство, решать социальные проблемы, генерировать новые смыслы», – отмечает г-н Мурунов.
«В Перми, в отличие от других регионов, накоплен богатейший опыт организации правильных и неправильных событий. Если вы сейчас сможете наладить диалог внутри города и попробуете через события экспортировать свои смыслы и интеллектуальные продукты, это послужит развитию новой экономики», – закончил свое выступление эксперт.
Андрей Попов: «Предлагаю отказаться»
Третий специалист, консультант фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» Андрей Попов, представил подборку из 54 пермских фестивалей, среди которых выделил 17 мультижанровых. Эксперт считает, что сегодня Пермь скорее город с событиями, чем событийный город. «Событийный город отличается от города с событиями единой проработанной программой, где каждое событие занимает свое место», – считает г-н Попов. В конце своего выступления он поставил вопрос об отказе от большого фестиваля в пользу общегородской событийной программы.
После выступления главных спикеров встреча перешла в формат свободной дискуссии. Первым взял слово генеральный директор парка имени Горького Рашид Габдуллин, который попытался оправдаться за неоднозначный «Пермский калейдоскоп». «Я думаю, что нам должны сказать спасибо за то, что мы хоть что-то поддержали, хотя могли этого не делать. Кроме того, мы вложили свои деньги. В итоге событие произошло. Произошло немножко не так, как хотелось бы, но это был первый опыт. Мы его осмыслим и, надеюсь, в дальнейшем все будет улучшаться. Интересы наши просты – мы хотим, чтобы здесь происходила интересная жизнь, которую требует меняющееся общество. Парк может стать микрогородом, наполненным событиями», – рассуждает г-н Габдуллин.
Другой организатор, удививший в прошлом году многих своим подходом к организации фестивалей, художественный руководитель «Белых ночей – 2014» Вадим Некипелов в этот раз эпатировал публику своими яркими высказываниями. К примеру, заявил о том, что культурная политика в Перми отсутствует, несмотря на благоприятные условия.
Некипелов Вадим Директор фирмы «Интерсфера»Пермь – уникальный город. Город больших талантов, и не надо нам было ничего пришлого, мы сами могли генерировать идеи. Так исторически сложилось: Пермь не только край ссыльных и каторжных, город впитал в себя культуру во время войны, когда сюда эвакуировали Кировский театр и интеллигенцию. Наш город – не только колыбель быдла, как многие себе это представляют, у нас нормальный культурный город. Но это никак не поддерживается, потому что городской культурной политики у нас никакой нет», – возмущается г-н Некипелов. Также он посетовал на то, что во время подготовки прошлогоднего фестиваля попал в «сверхагрессивную» среду и поссорился со всеми структурами городской власти «от милиции до департамента культуры.
Вадим Некипелов заявил о своем новом проекте «суперфестиваля» в одном из регионов России. «Сейчас мы готовим суперфестиваль, такой же, как «Белые ночи». Но мы, к сожалению, рассматриваем не Пермь. Мы рассматриваем Крым и, как ни странно, Ульяновск. Ульяновск очень прогрессивный город в этом отношении», – делится планами г-н Некипелов. По его словам, стоимость такого события будет составлять примерно 116 млн рублей, эти средства г-н Некипелов планирует привлечь за счет инвестиций от бизнес-сообщества. «Будут суперфестиваль, суперзвезды, супервсё» – заверил собравшихся бизнесмен.
Бурное обсуждение вызвало высказывание журналиста Анастасии Сечиной о роли власти в культурных процессах города. «Главное, что сейчас может сделать власть, – не мешать», – заявила г-жа Сечина. С ней не согласился режиссер и председатель общественного совета при краевом минкульте Павел Печенкин. По словам режиссера, невозможно составить качественную региональную программу без проработанной федеральной концепции культурной политики.
«Мне кажется, это две крайности: когда мы говорим «не мешайте» и когда мы говорим, что нам необходима культурная стратегия. Говоря «не мешайте», мы отказываемся от принципов местного самоуправления. А мы, наоборот, должны идти на сближение, выстраивать диалог с разными городскими сообществами. Иначе рискуем получить разобщенную аудиторию культурных событий, а затем и совершенно разобщенные городские сообщества. Так что я категорически против каких-либо радикальных позиций», – попыталась найти компромисс руководитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» Надежда Агишева.
В итоге большинство собравшихся пришли к необходимости создания единой городской событийной программы и дальнейших исследований фестивального движения.