Культура
  1. Культура
 12 августа 2015, 10:38  

Одно имя, одна жизнь, один знак

Одно имя, одна жизнь, один знак
Пермь вошла в число первых городов, где установлены памятные знаки проекта «Последний адрес»

В минувшие выходные на нескольких зданиях в городах Пермского края появились памятные таблички в рамках проекте «Последний адрес». Пять табличек были установлены на домах жителей Прикамья, ставших жертвами политических репрессий. Четыре из них появились в Перми, еще одна – в селе Купрос Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа.

Эта работа проводится в рамках всероссийского общественного проекта «Последний адрес». Организаторы проекта собираются установить персональные мемориальные знаки единого образца на фасадах домов, чьи адреса стали последними прижизненными для невинно репрессированных людей. Самые первые 18 мемориальных табличек появились в Москве 10 декабря 2014 года в Международный день защиты прав человека.

Возглавляет инициативную группу проекта Сергей Пархоменко – известный российский журналист и правозащитник. Он прибыл в Пермь для участия в церемонии установки первых памятных знаков.

Одно имя, одна жизнь, один знак

Организаторы проекта решили, что знаки будут устанавливаться всем жертвам политических репрессий и государственного произвола в годы советской власти, вне зависимости от того, был ли это «революционный террор», «красный террор», «большой террор».

Первые пять табличек, установленных в Прикамье, относятся ко временам «большого террора» 1937-1939 годов. Этот период наиболее полно сохранился в архивах, на каждого человека заводилось следственное дело, в отличие, например, от «красного террора».

Проект памятного знака разработал известный российский архитектор Александр Бродский. Небольшая, размером с открытку, пластина из нержавеющей стали содержит несколько строк со сведениями о жертве политических репрессий.

Как рассказал Сергей Пархоменко, для установки памятной таблички не требуется официальных согласований, нужно лишь согласие собственников здания: владельцев или ТСЖ. Если дома, из которого ушел и не вернулся репрессированный человек, уже не существует, то табличка крепится к зданию, стоящему на том же месте. В 30-х годах, на месте торгового центра «Разгуляй», стояло строение, которое в архивных документах значится как «водозаборная будка», в ней жил слесарь Иван Иванович Гиршфельд. По национальности поляк, он был арестован и расстрелян в 1937 году по обвинению в принадлежности к «польской контрреволюционной группировке». Теперь памятная табличка с его именем есть на здании торгового центра «Разгуляй».

Одно имя, одна жизнь, один знак

В Европе уже более 20 лет действует мемориальный проект увековечения памяти жертв нацистских репрессий. Он называется «Камни преткновения». Там «единицей памяти» служит небольшой (со стороной 10 см) бетонный куб, с верхней поверхностью из латуни, на которую нанесены имя, год рождения, год и место смерти. Куб монтируется в мостовую напротив дома, где жил человек. Получается, что латунная табличка находится прямо на тротуаре, но для России, где слишком долгая зима, этот вариант непригоден.

Первые «камни преткновения» автор проекта немецкий художник Гюнтер Демниг начал устанавливать в 1994 году, а к началу 2015 года в 11 странах Европы уже было установлено 45000 камней.

Организаторы российского проекта «Последний адрес» взяли у своих европейских коллег один из важных моментов: за табличку с последним адресом заявитель платит деньги – 4 тысячи рублей. И это вопрос принципиальный, организаторам важно, чтобы табличка стала личной историей того, кто решил сохранить память.

Обычно при установке памятной таблички организаторы не согласовывают проведение общественного мероприятия. Все проходит очень скромно и, по словам Сергея Пархоменко, присутствуют несколько человек – заявитель, родственники, представители ТСЖ. Однако в Перми около дома №15 по улице Пушкина народу собралось очень много: присутствовали политические деятели, пресса и даже группа немецких студентов. Табличка, которую прикрепили на этом доме, посвящена памяти жившего здесь Георгия Васильевича Хрипунова, арестованного и расстрелянного «за антисоветскую деятельность» в 1937 году. В 1989 году Георгий Хрипунов был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Перед собравшимися выступила его дочь Эльвина Тихомирова (Хрипунова), она рассказала о трагической судьбе своего отца. Когда его арестовали, ей было три года.

«Открылась дверь, вышел человек в военном, сзади мой отец. Он шёл, почему-то руки назад. Я прижалась к стене. Он шел все боком, боком, видимо, чтоб подольше видеть меня. Шел и улыбался, как будто что-то мне говорит. Я вижу эту улыбку, он мне ее посылал, последнюю. И все. Его увели, последние шаги смолкли», – рассказывает Эльвина Георгиевна.

Узнав о мемориальном проекте, она в числе первых подала заявку в Фонд «Последний адрес».

{gallery_452}

В Перми соорганизаторами проекта выступили Пермское отделение «Мемориала» и Фонд «Новая коллекция». Подать заявку в фонд «Последний адрес» на установку памятной таблички может каждый житель страны, независимо от того, связан ли он родственными узами с человеком, чью память собирается увековечить. После получения заявки организаторы проекта проведут работу в архивах и соберут необходимые сведения, а затем будет изготовлена табличка.

Слоган и основополагающий принцип проекта: «Одно имя, одна жизнь, один знак». Несмотря на традиционную форму памятного знака – табличка с именем, «Последний адрес» основан на современных социальных технологиях.

Сам Сергей Пархоменко называет проект пиксельным. Маленькие таблички, размещенные во многих городах страны, станут огромным «распределенным памятником» жертвам политического террора.

Сейчас в Фонде «Последний адрес» находятся 900 заявок на установку табличек, а организационные группы созданы уже в 20 городах России. Несомненно, проект будет расширяться: работа с памятью, тем более с трагическими ее страницами, востребована сегодня. Примером может служить проект «Бессмертный полк», год от года расширяющий аудиторию.

Все новости компаний