Начнем со знаковых дорожных объектов. В рамках реконструкции площади Восстания начались работы по обустройству второго перехода через реку Малая Мотовилиха. Реконструкция идет по графику?
– В этом году достаточно большой объем работ именно по реконструкции и строительству новых объектов. В начале года на встрече главы администрации Перми Дмитрия Самойлова с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным были достигнуты договоренности о софинансировани таких важных дорожных проектов как улицы Советской Армии, Макаренко и площади Восстания, а также проектирования развязок на улицах Героев Хасана и Строителей.
Площадь Восстания – серьезный, сложный с технологической точки зрения объект. Переход через реку на ул. Соликамскую, который уже построен, – это первое в Перми мостовое сооружение, в основе которого сборная труба из оцинкованного железа. Она более долговечная и простая в обслуживании, чем конструкции из железобетона. Сейчас разобрана старая конструкция по ул. Мостовой. Далее начнется монтаж фундамента и непосредственно трубы, которая будет сделана по той же технологии, что и на ул. Соликамской. Работы идут в соответствии с графиком, и я доволен их качеством и уровнем строительной культуры подрядчика.
Когда планируется завершить переход на ул. Мостовой?
– Строительство самого моста планируется завершить в ноябре текущего года, в следующем году будут проводиться работы по благоустройству.
Сохранится ли до конца года схема движения, которая была организована после начала строительства второго перехода?
– Сегодня мы ее немного корректируем – исходя из тех проблем, которые возникли., но принципиально до окончания ремонтных работ она не изменится. Сейчас выполняется самая сложная часть работ. Дальше придет очередь реконструкции непосредственно площади Восстания, а затем – ул. Смирнова. Проект реконструкции предполагает расширение этой дороги и оборудование ее ливневой канализацией.
Не так давно состоялось совещание с участием представителей краевой и городской власти, на котором обсуждались варианты реконструкции ул. Героев Хасана на пересечении с Транссибирской магистралью. Сделан ли окончательный выбор в пользу одного из проектных решений?
– Этот проект один из приоритетных. После совещания был подписан протокол, в котором утвержден вариант со строительством параллельного участка железнодорожных путей в виде эстакады. На данный момент полным ходом идет проектирование участка ул. Героев Хасана и пересечения улицы с Транссибом. Готовится проект именно по тому варианту, который был представлен на совещании как наиболее эффективный. Предполагается строительство параллельного железнодорожного путепровода с дальнейшим переносом рельс на него и разбором существующих путей.
Когда будет готова проектная документация?
– В начале следующего года. После этого мы объявим аукцион на проведение строительно-монтажных работ.
В ходе той же встречи было озвучено еще несколько проектов. В частности, строительство и реконструкция ул. Строителей. Есть ли движение по этому проекту?
– Состоялось совещание по обсуждению предпроектных предложений по реконструкции ул. Строителей с участием заместителя председателя правительства Олега Демченко. Проектировщики рассказали о возможных вариантах реализации проекта, пожелания по доработке предложений высказаны, протокол совещания подписан, проектировщики работают. Проект появится ближе к концу следующего года. К его реализации мы приступим после окончания работ на ул. Героев Хасана.
Реконструкция ул. Строителей – затратный проект. Ранее озвучивалась ориентировочная стоимость первой очереди строительства – 3,5-4 млрд рублей.
– Проект действительно недешевый. И при этом крайне важный. Улично-дорожная сеть, примыкающая к Камскому мосту, находится на пределе своей пропускной способности. Нужно перераспределить поток транспорта, направить его на Красавинский мост. Согласно тому варианту проектирования, на котором мы остановились, ул. Строителей начинается на перекрестке с ул. Куфонина и замыкается на начале магистрали Стахановская – Чкалова. Реализация проекта будет увязана и с проектом реконструкции вокзала Пермь II.
Какие еще крупные проекты стоят первыми в очереди?
– Запроектирован капитальный ремонт ул. Пушкина на участке от ул. Крисанова до ул. Революции – с полной заменой дорожной одежды и перекладкой трамвайных путей. На участке от ул. Борчанинова до ул. Крисанова дорога приведена в нормативное состояние. Следующий участок – в числе приоритетных проектов. Сейчас есть возможность привлекать краевые средства на капитальный ремонт дорог, и мы будем добиваться софинансирования проекта.
Есть план по ремонту ул. Революции?
– В ближайшее время мы начнем проектирование проекта реконструкции ул. Революции от т Колхозной площади до ул. Сибирской. Проект будет разрабатываться с учетом возможности в дальнейшем укладывать на этот участок трамвайные пути. В ближайшее время начнется застройка квартала №179, что достаточно серьезно увеличит транспортные потоки. Улицу однозначно необходимо расширять, и мы проработаем варианты, как это можно сделать.
Что касается уже реализованных проектов – как вы оцениваете результаты работы по реконструкции ул. Горького? Пермяки отметили, что на проложенных на улице трамвайных путях заварены швы, и это должно положительно повлиять на ход трамваев.
– Сейчас работы по реконструкции улицы Горького вышли на финишную прямую. Поэтапно проводится укладка асфальта на тротуарах, а дорожное полотно заасфальтировано на 100%. Ведутся последние приготовления к запуску трамвайного движения – пуск состоится до 1 сентября. Швы действительно заварены, и трамваи будут ходить, не создавая такого шума, как раньше.
Еще один крупный проект, который сдан в этом году, – эспланада. Судя по соцсетям, единственное, чего пока не хватает жителям, – это лавки. Когда они появятся?
– Практически все, что мы хотели сделать в рамках благоустройства эспланады, выполнено. Недавно установлены урны,установка лавочек уже началась и завершится в течение 10-14 дней.
Отмечу, что есть желающие поучаствовать в формировании музыкальной программы для фонтана на эспланаде. Театр-Театр предложил подборку композиций, связанных со своей деятельностью, со спектаклями. Если зимой это предложение проработают, то в следующем году будут запущено новое музыкальное оформление.
Существует ли стратегический план по улучшению качества работы ливневой канализации?
– Ливневая канализация – важнейшая составляющая сохранности дорог. Наличие водоотвода гарантирует, что дороги будут служить дольше, поэтому ливневая канализация – это то, чем нужно заниматься постоянно. Последние несколько лет мы активно ведем инвентаризацию хозяйства, которое находится под землей. Каждый год на балансе муниципалитета появляются новые «ливневки», которые раньше были бесхозными. Мы выделяем деньги на то, чтобы определить, где есть ливневая канализация и в каком она находится состоянии. Затем инвентаризируем ее и берем на обслуживание. Ежегодно ведется работа по очистке ливневой канализации, так как вычистить ее раз и навсегда невозможно – это работа, которую нужно вести регулярно. Кроме того, все новые объекты в ста процентах случаев строятся с ливневой канализацией. В этом году это улицы Горького, Лобвинская, Советской Армии, Макаренко, площадь Восстания.
Сколько километров ливневой канализации находится на балансе муниципалитета?
– За прошлый год мы взяли на баланс около 85 километров «ливневки». В общей сложности на балансе находится около 160 километров. На сегодняшний день завершена инвентаризация в Ленинском, Дзержинском районах, большей части Свердловского, часть Мотовилихи. Места, где образуются лужи, мы знаем и стараемся их ликвидировать.
Так, в ходе текущего ремонта прочистили стоки на ул. 25 Октября, избавились от лужи на перекрестке с ул. Советской. На пересечении ул. Советской с Комсомольским проспектом решили проблему – там вода тоже скапливалась много лет.
А среди центральных улиц есть не оборудованные ливневой канализацией?
– В центре все лужи наперечет. Проблемные места знаем, и где есть возможность быстро исправить ситуацию, мы это делаем. Когда ремонтировали улицу Ленина, обнаружили ливневый колодец, заполненный песком на высоту четыре метра. Это говорит о том, как долго никто не занимался этим вопросом. Сейчас идет ремонт ул. Декабристов, и параллельно мы чистим ливнеприемники, которые откопали из-под асфальта. Начинаем их пробивать, и это требует очень серьезных денег. Но дело того стоит, потому что отремонтировать дорогу и не запустить ливневую канализацию – это то же самое, что покрасить сломанную машину, но колеса поставить старые.
Зимой депутатами во время обсуждения уборки города от снега, в частности Владимиром Плотниковым, было высказано предложение «раздробить» лоты, чтобы снизить нагрузку на подрядчиков, а также изменить критерии оценки качества работы подрядчиков. Как вы относитесь к этому предложению?
– Все предложения, которые поступают от Пермской городской думы и временной комиссии по контролю за состоянием дорог, мы рассматриваем очень внимательно и тщательно. Предложения проработаны, и при заключении новых контрактов во второй половине следующего года мы ужесточим условия для подрядных организаций. Вопрос формирования лотов также досконально проработан совместно с депутатами. В ходе обсуждения пришли к выводу, что разбивать лоты на более мелкие нецелесообразно.
В заключение – об уже вступивших в силу изменениях в сфере благоустройства. Администрации районов получили возможность заключать с предприятиями добровольные договоры о благоустройстве и содержании прилегающих территорий (см. справку). Насколько эффективен этот механизм?
– После внесения изменений в Правила благоустройства в мае этого года, появилось такое понятие, как «прилегающая территория», которое закрепило за представителями малого и крупного бизнеса зоны ответственности. Благодаря этому у районных администраций появилась возможность заключения добровольных соглашений с представителями бизнеса, в которых закрепляется их ответственность по обустройству и содержанию своих прилегающих территорий.
Многие компании уже активно подключились к процессу. Так, например, в Свердловском районе ОАО «Пермские моторы» регулярно прибирают территорию и содержат в чистоте сквер по улице Чкалова, ОАО «Мотовилихинские заводы» к 9 мая был приведен в порядок сквер в Рабочем посёлке, отремонтирован Поколонный крест, в Орджоникидзевском районе силами Камской ГЭС устанавливаются уличные тренажеры и детские площадки.
Договора заключаются на добровольной основе. Здесь больше будет действовать психологический фактор. Кроме того, это своеобразное возрождение традиций, которые ранее существовали в нашей стране, когда каждое предприятие несло ответственность за свою прилегающую территорию, и был порядок.
В этой ситуации достаточно просто работать с крупными предприятиями. В совете попечителей изменения в правила благоустройства восприняли «на ура».
– Возникают ли сложности в работе со средним и малым бизнесом?
– Думаю, владелец любого бизнеса должен быть заинтересован в том, чтобы вокруг помещения, где располагается его компания, было красиво, чисто и уютно. И сейчас уже есть примеры того, когда владельцы малого бизнеса сами проявляют инициативу.