В Законодательное собрание края в конце августа поступило три законопроекта регулирующих налоговые ставки для малого, среднего и крупного бизнеса. Один из них, внесенный губернатором, предлагает поэтапную отмену льготной ставки налога на прибыль: с 13,5% в 2015 году до 18% в 2018 году. Вторая и третья законодательная инициатива, направленная группой депутатов и главой региона, регламентирует установление «нулевой» ставки налога для части предпринимателей, использующих патентную, и пониженную ставку для тех, кто платит налоги по упрощенной схеме.
Все «против», все «за»
Законопроект о поэтапном снижении налога на прибыль организаций уже вносился правительством региона в краевой парламент в прошлом году, однако не был принят депутатами. Он предполагал те же условия постепенной ликвидации льготы: увеличение налоговой ставки в первый год до 15%, во второй — до 16,5%, в третий — до 18%. Критика этого законопроекта была выстроена на необходимости снижения или сохранения на прежнем уровне налоговой ставки в условиях кризиса. Правительство настаивало на том, что фискальные льготы не выполняют своего предназначения – не увеличивают инвестиции в региональную экономику.
Аргументы исполнительной власти региона не изменились, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что необходимость повышения сборов вызвано тем, что действующая региональная льготная ставка не носит целевой направленности для налогоплательщиков, работающих в Пермском крае, «то есть не обязывает их направлять высвободившиеся средства на развитие собственного производства, на создание новых рабочих мест, на инвестирование в экономику региона». Кроме того, уточняется, что при сохранении на период 2016-2018 годов льготной ставки в 13,5%, бюджет региона недополучит 18 млрд рублей или 7% налоговых доходов.
Возвращение к теме отмены льготной налоговой ставки вызвало противоречия среди членов правительства. Так, министр экономического развития Леонид Морозов ранее сообщил Business Class, что не поддерживает повышение налогов. Среди противников законопроекта выступили представители общественных институтов. Как следует из заключения об оценке регулирующего воздействия на законодательную инициативу, уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае, НП «Палата налоговых консультантов», Ассоциация «Пермская гильдия добросовестных предприятий» высказали резко отрицательную позицию по поводу принятия закона.
Тем не менее, по мнению опрошенных «bc» депутатов Заксобрания закон все же будет принят. Председатель комитета ЗС по бюджету Елена Зырянова считает, что инициатива исполнительной власти получит поддержку парламентариев из-за новой аргументации.
«Правительством законопроект станет подаваться на фоне дефицитного бюджета, как палочка-выручалочка необходимая для балансировки и сохранения дефицита на уровне 10%», —рассуждает г-жа Зырянова.
Ранее в интервью «bc» о необходимости отмены льготной ставки для того, чтобы сбалансировать бюджет заявила министр финансов Ольга Антипина. Министр также подчеркнула, что ситуация осложняется еще и тем, что федеральный Минфин рекомендует отменить льготы в контексте того, что Пермский край является дотационным регионом, а льготирование сборов снижает доходы бюджета.
Елена Зырянова считает, что именно «вопросы от центра» сыграли свою роль при возврате исполнительной власти к вопросу об отмене льгот.
«Если дотационный регион имеет льготные налоговые нормы, федеральные власти смотрят на него удивленно: «мол, если вы такие бедные, от чего же вы такие щедрые?». Но политика федерального уровня, когда датируются и субсидируются субъекты, у которых все плохо, ведет к тому, что власти регионов сами хотят быть в рядах «плохих». Что приводит к тому, что предпочтительно не выкручиваться из сложной ситуации, а пустить дела на самотек», — критично оценивает ситуацию г-жа Зырянова.
- 18 млрд в тени
«Новое прочтение» закона об отмене налоговых льгот в том варианте как он поступил в Заксобрание лишилось нормы о сохранении сниженной ставки для инвесторов. Подобная норма была прописана в прошлогоднем законопроекте.
Первый зампред Заксобрания Игорь Папков считает, что норму о сниженной ставки по налогу на прибыль можно внести в принятый в августе законопроект о специнвестконрактах. Этот документ предполагает установление нулевой ставки налога на имущество для промышленных предприятий, которые заключили специальный инвестиционный контракт с региональным правительством. Льгота ограничена по времени на 10 лет и вводится только в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в результате реализации инвестиционного проекта.
«Эта поправка, внесенная между чтениями органично бы смотрелась в логике законопроекта. На мой взгляд, этим бы мы сохранили привлекательность региона для инвестора», - сообщил «bc» первый вице-спикер ЗС, добавив, что в настоящий момент этот вопрос прорабатывается с правительством.
Вопросы у депутатов вызывают расчеты экономии средств при повышении ставки налога на прибыль. Правительство рассчитывает получить после вступления закона в силу дополнительные доходы в размере 2,9 млрд рублей в 2016 году, 6,4 млрд рублей в 2017 году, и 9,3 млрд – в 2018 году.
«Я бы аккуратно относился к этим расчетам, не из-за того, что не доверяю правильности методики, а исходя из того, что, если ориентироваться на показатели прошлых периодов, получить реальный результат соответствующий плановому в 2016-2018 годах будет сложно. Существует масса факторов, которые влияют на объем поступлений от налога на прибыль. К тому же на сегодняшний день региональный бюджет не выполняет план по НДФЛ, как мы можем говорить о точных прогнозах по такому «тонкому» виду сборов, как налог на прибыль», — замечает г-н Папков.
Также скептически к прогнозам правительства относится Елена Зырянова, которая считает, что в законопроекте дополнительные доходы после отмены льготы рассчитаны простым арифметическим способом: прогнозные показатели «минус» выпадающие доходы из-за пониженной ставки. Однако, подчеркивает г-жа Зырянова, в экономике действуют определенные мультипликаторы, как с положительными, так и с отрицательными трендами. В связи с этим, отмена льготы не приведет к тем показателям, о которых заявляет правительство.
«Сработает отрицательный мультипликатор. Представьте, что вы как предприниматель находитесь в кризисной ситуации, когда растут цены и инфляция, и падает спрос. Ваша услуга или товар, пользуются меньшим спросом, а тут еще и государство ставит подножку, увеличивая налоги. Какие первые мысли появятся у предпринимателя? Наверное, желание уйти в тень: сокрыть доходы, не платить налоги, чтобы сохранить бизнес. Выбор простой – или закрыться, или полгода-год поработать в сером сегменте. В ситуации возможного банкротства перевод бизнеса в тень уже не кажется криминалом», — размышляет председатель бюджетного комитета.
Уралкалий в стране лилипутов
Оставшимися двумя законопроектами вводится «нулевая» ставка для части предприятий малого и среднего бизнеса. Так, значительные послабления могут получить предприятия, работающие по патентной системе налогообложения (вплоть до ставки 0%). Индивидуальным предпринимателям, использующим «упрощенку», и осуществляющим свою деятельность в сферах «Научные исследования и разработки», «Образование», «Здравоохранение и соцуслуги», ставка может быть снижена до 1%, в сферах «Гостиницы и предприятия общественного питания, «Обрабатывающие производства» и «Строительство» — до 4%.
«Эти законопроекты, нормальная реакция на нынешнюю ситуацию в экономике. Их цель — сохранить малый бизнес, и дать людям возможность для стартапов», — поясняет Игорь Папков, являющийся одним из авторов законопроекта.
Елена Зырянова, также входящая в состав инициаторов этих законов, подчеркивает, что малому бизнесу со стороны региональных властей уделяется незначительное внимание.
«На региональном уровне доля доходов от малого бизнеса настолько незначительная, что на него никто не обращает внимание. В краткосрочном периоде работа по увеличению доходов от налогов с малого бизнеса не особо эффективна. В этом случае проще решить вопрос с тремя крупнейшими налогоплательщиками, посмотрев конъюнктуру рынка нефтегазовой и калийной промышленности, и понять объем доходов в бюджет, чем по копейке собирать налоги с тысяч предприятий малого бизнеса. К сожалению, на федеральном уровне та же история», — заключает председатель бюджетного комитета.
Отмена налоговых льгот для крупных предприятий, и введение послаблений для малого и среднего бизнеса не означает революции в трендах развития региональной экономики. Скорее сейчас происходит пересмотр налоговой стратегии пополнения доходов краевого бюджета, думает Игорь Папков.
«Сначала мы определили, как мы работаем с поступлениями от инвесторов, сейчас прорабатываем метод взаимодействия с малым и средним бизнесом. Почва для обсуждения отмены льготных ставок более подготовлена, чем в прошлом году», — резюмирует первый вице-спикер Заксобрания.