Сегодня на заседаниях комитетов Законодательного собрания края по инфраструктуре, госполитике, соцполитике, экономразвития и налогов прошло обсуждение проекта бюджета региона на 2016-2018 годы. Завтра законопроект будет рассмотрен на профильном, бюджетном комитете.
Как стало известно Business Class накануне правительство провело ряд встреч с руководством Заксобрания с целью проработки исправления спорных моментов проекта бюджета. По словам источников «bc» в краевом парламенте в результате обсуждений депутаты и чиновники достигли компромисса по большинству «острых моментов».
Глава регионального правительства Геннадий Тушнолобов, представлявший законопроект, отметил ряд особенностей формирования расходов бюджета. Так основным приоритетом исполнительной власти в ближайшие три года станет финансирование действующих расходных обязательств, куда относятся исполнение указов Президента РФ о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы и индексация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и стипендий в соответствии с федеральным и региональным законодательством. При этом в казне края на ближайшие три года не заложены средства на индексацию расходов на тепловую и электрическую энергию, прочие коммунальные услуги, питание, медикаменты, оклады чиновников. Меры экономии ударят и по территориям края, так г-н Тушнолобов подчеркнул, что правительство предполагает отказаться от предоставления субсидий поселениям региона на реализацию инвестиционных и приоритетных региональных проектов.
В основу бюджета лег майский сценарный план социально экономического положения страны в 2016-2018 годы в его пессимистичном прогнозе. В отчете Контрольно-счетной палаты Пермского края отмечается, что «таким образом, прогноз развития региона - более консервативен федерального и более приближён к ухудшившейся за последнее время социально экономической ситуации». Глава правительства заметил, что после появления новых сценарных условий региональный бюджет может быть переформатирован в сторону увеличения доходных показателей.
Сценарные условия, заложенные в краевой бюджет, предполагают, что в 2016 году среднегодовые показатели цены на нефть Urals установятся на уровне 60 долл./барр., курс доллара составит 56,8 рубля за один доллар США, инфляция – 109,8% (в 2015 году прогнозируется 114,7%), а темпы роста основных производственных фондов – 103%. Стоит учитывать, что сценарные условия могут коренным образом измениться между чтениями бюджета, поскольку в конце октября федеральные министерства финансов и экономического развития представят новые федеральные прогнозы: именно тогда в Госдуму поступит проект федерального бюджета.
Доходная часть бюджета по сравнению с прошлым годом «провисла» на 10 млрд рублей. В принятом в прошлом году бюджете на 2015 год планировался уровень доходов в размере 98,96 млрд рублей (94,8 млрд рублей в принятом в первом чтении в сентябре текущего года секвестре бюджета), на 2016 год предполагается уровень доходов в размере 88 млрд рублей. К слову, в действующем бюджете на 2015-2018 годы (принятом в прошлом году) доходная часть краевой казны была установлена в сумме 101,6 млрд рублей.
Расходная часть бюджета также «сжалась» относительно бюджета текущего года: 106,69 млрд рублей в 2015 году (в принятом в первом чтении в сентябре текущего года секвестре бюджета) против 97,44 млрд рублей в 2016 году. Не последнюю роль в снижении расходов краевой казны стало соблюдение условий соглашения краевого правительства с федеральным минфином об удержании дефицита бюджета в размере, не превышающем 10%, что будет гарантировать получение «дешевых» кредитов федерального казначейства.
В 2016 году для обеспечения сбалансированности в бюджет планируется привлечь кредиты банков в размере 22,2 млрд рублей, в 2017 году – 35,38 млрд рублей, в 2018 году – 48,45 млрд рублей с учетом необходимости погашения кредита предыдущего года.
Предельный объем государственного долга на 2016 год предполагается в объеме 31,12 млрд рублей, или 36,4% от объема собственных доходов бюджета; на 2017 год – 40,38 млрд рублей (43,5%), на 2018 год – 48,96 млрд рублей (50,0%), «что соответствует ограничениям, установленным статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», указывается в пояснительной записке к законопроекту.
«Балансировка бюджета на 2016-2018 года выполнена в актуальном ключе. Думаю, мы сможем логически довести до конца проект закона, чтобы выполнить все требования федерального центра», - подчеркнул Геннадий Тушнолобов. По соглашению краевого правительства с минфином РФ власти региона должны ограничить дефицит бюджета десятью процентами, обеспечить объем долговых обязательств по кредитам до уровня половины от доходной части казны.
Краевой премьер также отметил, что касательно дискуссии о формировании бюджета на один год или трехлетний срок, правительство выполнило все требования налогового и бюджетного законодательства Пермского края.
«Трехлетний бюджет позволит депутатам в последний год созыва стратегически правильно распределить возможности бюджета для исполнения социальных обязательств», - заключил премьер.
Проблемой для нового бюджета может стать нежелание депутатского корпуса отменять пониженные ставки налога на прибыль. На сентябрьском заседании Заксобрания депутаты отклонили в первом чтении законопроект о поэтапной отмене пониженной ставки налога на прибыль: с действующей в 2015 году 13,5% до 18% к началу 2018 года. По прогнозам правительства, такая мера могла обеспечить поступление в бюджет региона в следующем году 2,9 млрд рублей. Эти дополнительные доходы уже учтены в проекте бюджета, что вынудило правительство вновь внести в краевой парламент вопрос отмены льгот. При обсуждении в комитете экономполитики и налогов «свежей» редакции законодательной инициативы, которая вводит понятие льготной адресной ставки для инвесторов и благотворителей, но в целом остается прежней, депутаты воздержались от рекомендаций Заксобранию принять документ.
Аргументация парламентариев была прежней. Председатель комитета Елена Гилязова отметила, что «в кризис любое давление на бизнес работает в минус, дополнительные доходы бюджета будут только на бумаге». Депутат Алексей Луканин заметил, что после принятия закона предприятия с рентабельностью 2-3% либо уйдут в серый сектор, либо обанкротятся.
Контрольно-счетная палата в своем отчете подчеркивает, что, если законопроект об отмене налоговых льгот не будет принят, прогнозируемое поступление налоговых доходов в 2016 году составит 80,8 млрд рублей, вместо 83,7 млрд рублей. В целом в проекте бюджета даже с учетом дополнительных доходов от повышения ставки предполагается снижение поступления налога на прибыль с 35,4 млрд рублей в 2015 году до 34 млрд рублей в 2016 году.
Завтра проект бюджета 2016-2018 годов будет обсуждаться на профильном комитете, в четверг на пленарном заседании Заксобрания депутаты рассмотрят законопроект в первом чтении.