Администрация Перми вынесла на обсуждение думского комитета по экономическому развитию проект изменений в порядок формирования тарифа на перевозки пассажиров общественным транспортом. Начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов рассказал о трех параметрах, берущихся в расчет тарифа, которые планируется изменить. Во-первых, предлагается ввести поправочный коэффициент, учитывающий условия работы перевозчиков, в частности, среднюю скорость движения на маршруте. Коэффициент будет работать «на повышение», когда средняя скорость, с которой двигаются автобусы, не превышает 20 км/час. Предполагается, что, двигаясь медленно и с большим количеством остановок, автобус расходует больше бензина.
Во-вторых, предлагается увеличить на 3% общехозяйственные расходы перевозчиков в связи с необходимостью внедрения электронного билета. На данный момент «Гортранс» распределяет доходы от реализации льготных проездных документов, а с внедрением электронного билета он будет заниматься учетом поездок всех пассажиров, поэтому изменится и комиссия, которую перевозчики платят за услуги «Гортранса», пояснил г-н Денисов.
В-третьих, привести в соответствие с реалиями типы используемых транспортных средств. Расчет нужно скорректировать, так как после проведения конкурсных процедур в Перми начали работать более новые модели автобусов. Будет учтено и прошедшее несколько лет назад обновление подвижного состава «Пермгорэлектротранса».
А что с бюджетом?
Предложенный проект вызвал ряд вопросов у контрольно-счетной палаты Перми и прокуратуры.
По словам начальник управления экспертизы и аналитики Пермской гордумы Льва Гершанока, первое замечание аналитиков, а также прокуратуры связано с коэффициентом частых остановок. «Частота технологических остановок – термин неопределенный, и мы предложили иную формулировку. Что касается увеличения расходов на общехозяйственные нужды на 3% в связи с внедрением электронного билета, то управление попросило предоставить дополнительное обоснование величины повышения», – пояснил он.
КСП предлагает данную поправку вовсе исключить из проекта. «Мы считаем, что документ должен содержать оценку того, как увеличение хозрасходов повлияет на размер тарифа и субсидий, – пояснил аудитор КСП Перми Александр Савельев. – Аналогичным образом необходимо оценить влияние и других предложенных изменений», – отметил он.
Депутат Анатолий Саклаков поинтересовался у г-на Денисова, готов ли он ответить, как принятие проекта повлияет на расходы бюджета. Чиновник пояснил, что расчет может быть только приблизительным – до тех пор, пока действует старый порядок формирования тарифа. «Вы пришли на заседание комитета думы. Где обоснование, которое вы должны были представить? То, что пишется в заключениях экспертов, для вас не обязательно к исполнению?» – возмутился депутат.
Александр Савельев рассказал, что КСП самостоятельно провела приблизительный расчет, наложив предлагаемую методику формирования тарифа на его нынешнюю величину – 16 рублей. Получилось, что город будет платить перевозчикам почти на 12 млн рублей меньше. «Сейчас работает новая маршрутная сеть, есть актуальные данные по обследованию пассажиропотока. Хотелось бы, чтобы аналогичный расчет с использованием сегодняшних данных провел департамент дорог и транспорта», – подчеркнул он.
«Я, конечно, прошу извинить, но цифры в данном заключении получены методом «пальцем в небо». Нельзя накладывать новые правила на старые данные. Оценка, которую вы просите дать, – это то, чем мы будем заниматься на следующем этапе, при формировании тарифа. Чтобы приступить к этому, нужно определить методику, по которой считать тариф. Мы как раз ее и обсуждаем», – настаивал на своем г-н Денисов. По просьбе депутата Арсена Болквадзе он все-таки озвучил предварительные оценки, как предложенная методика повлияет на бюджет. «Около 40 млн рублей сможем сэкономить на автобусных перевозках за счет введения поправочного коэффициента. Субсидии электротранспорту увеличатся на 10-15%, но это связано не с тем, что в расчет будут браться новые типы транспортных средств, а с изменением пассажиропотока», – рассказал чиновник.
«Как относятся к изменениям участники рынка? Ведь они выходили на конкурсные процедуры по маршрутам с одними исходными данными, а теперь расходы на автобусные перевозки режут, что называется «по живому», – спросил г-н Болквадзе. – Субсидирование снижается на фоне того, что администрация имеет долги перед перевозчиками», – подчеркнул он.
«Текущая задолженность есть, – подтвердил Илья Денисов. – Цифры откорректированы с учетом исследования пассажиропотока, подписаны новые договоры, и до конца декабря с перевозчиками мы рассчитаемся. Контроль работы автобусов на линии показывает, что не все перевозчики выполняют тот объем работы, который указан в договоре. Соответственно, корректируется и объем субсидии. При урегулировании этого вопроса проблем не будет», – заверил он.
Болквадзе Арсен ДавидовичДепутат Пермской городской думыОчень подозрительно. Предпринимателей денег лишают, а проблем не будет.
«Я всегда считал, что КСП и управление экспертизы и аналитики являются первичными фильтрами для той информации, которая администрация выносит на обсуждение депутатов, поэтому их рекомендации являются обязательными для исполнения, а в случае отклонения должны приводиться всесторонние аргументы, – заявил Анатолий Саклаков. «На прямой вопрос о влиянии изменений на бюджет мы услышали лукавый ответ, когда Илья Анатольевич Денисов про расходы на автобусы сказал в рублевом выражении, а на трамваи – в процентах. Попробуйте догадаться, что получится в результате сложения этих величин! Однако в пояснении к проекту департамент указал, что принятие документов не повлечет дополнительных расходов бюджета. Я не уверен, что это так. Нет расчета, который это бы подтвердил. Есть старая и новая методики формирования тарифа, старая и новая информация по пассажиропотоку. То есть четыре варианта расчетов можно сделать, а пока мы не имеем ничего, кроме, извините, «проезда по ушам». Я буду голосовать против», – эмоционально высказался он.
«Как принимать тариф – так всегда впопыхах,– заметил депутат Юрий Уткин. Сроки у вас – критичные?» – обратился он к представителям администрации.
«Да, – ответил г-н Денисов. – Мы ежегодно обязаны выходить на думу с экономически обоснованным тарифом. Поэтому в ноябре необходимо рассмотреть методику, чтобы в декабре обсуждать тариф. С методикой мы пытались выйти еще на октябрьскую думу, но нам посоветовали лучше проработать вопрос и подождать, пока появится определенность с автоматическим учетом пассажиропотока. До конца года мы обязаны выйти с новым тарифом», – подчеркнул он.
Ознакомившись с проектом решения комитета, в котором были учтены замечания управления экспертизы и аналитики и прокуратуры, Александр Савельев отметил, что в нем нет реакции на предложение исключить пункт об увеличении хозрасходов. Арсен Болквадзе предложил вынести на голосование подготовленный проект, а если он не пройдет, проголосовать за исключение спорного пункта.
Но в результате документ был рекомендован к принятия на думе в первоначальном виде. Против проголосовал один член комитета, еще двое воздержались.