Новой методикой формирования тарифа на перевозки пассажиров общественным транспортом предлагается увеличить на 3% общехозяйственные расходы перевозчиков в связи с необходимостью внедрения электронного билета. К проекту, предложенному администрацией Перми, возникли вопросы у управления экспертизы и аналитики Пермской гордумы и у контрольно-счетной палаты. Управление попросило предоставить дополнительное обоснование величины повышения, а КСП – полностью исключить данную поправку. «Мы считаем, что документ должен содержать оценку того, как увеличение хозяйственных расходов повлияет на размер тарифа и субсидий, – пояснил аудитор КСП Перми Александр Савельев.
По словам начальника департамента дорог и транспорта Ильи Денисова, расходы в 3% обоснованы постановлением правительства Пермского края №626, в котором указано, что стоимость услуг оператора системы составляет 3% с каждой транзакции. Г-н Денисов рассказал также, что расходы на создание системы автоматизированного учета пассажиропотока еще в прошлом году оценивались в 100 млн рублей, а на ее обслуживание – 28 млн рублей в год.
Провести конкурсные процедуры по отбору оператора, который займется внедрением системы, в городе планируют до 1 января 2016 года. Серверное оборудование для организации центра обработки данных АСУП уже закуплено МБУ «Гортранс». До 1 марта процессинговый центр на базе муниципального учреждения должен быть запущен. До 1 июля администрация будет координировать оснащение транспорта валидаторами для работы с программой АСУП. К этому же сроку электронными проездными обеспечат льготные категории пассажиров. Все остальные получат возможность пользоваться электронными транспортными картами только через год после начала внедрения системы – к 1 января 2017 года.
Участниками конкурса на право заключения инвестсоглашения о внедрении системы могут стать владельцы прав на программный продукт, который обеспечит ее работу. Размер обеспечения заявок на участие в отборе инвестора составит 500 тыс. рублей. Работы в рамках соглашения инвестор проводит на собственные средства, а в качестве возмещения своих затрат будет получать процент за каждую проведенную в системе транзакцию на основании договоров с перевозчиками. Размер комиссии участники отбора укажут в своих конкурсных предложениях.
В министерстве транспорта Пермского края с оператором электронных транспортных карт уже определились. Им стало ПКГУП «Автовокзал». Отбор провели 16 октября. Помимо краевого предприятия в конкурсе участвовала компания «Прокарт» (оператор системы электронной оплаты проезда «Один билет»), однако «Автовокзал» набрал большее количество баллов. Согласно документам, опубликованным на сайте министерства транспорта Пермского края, бумажные социальные проездные документы прекратят действие с 1 апреля 2016 года. К этому времени они должны быть заменены на электронные транспортные карты.
Из трех опрошенных перевозчиков, работающих на междугородних маршрутах Пермского края, ни один не имел информации о выборе «Автовокзала» оператором системы электронных проездных и необходимости приобретать валидатры (устройства для оплаты проезда с помощью карты). «Городских» перевозчиков разница во времени внедрения систем на уровне муниципалитета и края настораживает, так как есть вероятность, что им придется приобретать два валидатора. «В крае нам сказали, что если мы хотим получать компенсации за перевозку «региональных» льготников, то нужно устанавливать их систему. А как она будет синхронизироваться с системой в городе, когда та заработает – пока не понятно», - говорит один из предпринимателей.