Пожар на вечеринке во время юбилея кафе «Хромая Лошадь», произошедший 5 декабря 2009 года, стал крупнейшей после крушения «Боинга» трагедией в истории Перми. Спустя шесть лет большинство фигурантов громкого дела уже на свободе.
В результате расследования уголовного дела, возбужденного по факту пожара, на скамье подсудимых оказались: Анатолий Зак, которого называли главным фигурантом и фактическим владельцем сгоревшего заведения; исполнительный директор клуба Светлана Ефремова; арт-директор «Хромой Лошади» Олег Феткулов; организаторы ставшего причиной пожара пиротехнического шоу Сергей и Игорь Дербеневы; экс-глава краевого Госпожнадзора Владимир Мухутдинов; бывшие сотрудники этого же ведомства Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева. Дело совладельца клуба Константина Мрыхина, долгое время скрывавшегося в Испании, было выделено в отдельное производство.
Владимир Мухутдинов.
Приговор по делу огласили 1 мая 2013 года. Единственный из всех фигурантов, кому удалось избежать наказания – экс-глава Госпожнадзора по Пермскому краю Владимир Мухутдинов. Он был приговорен к штрафу в размере 70 тысяч рублей, а также на три года лишен права занимать госдолжности, однако затем освобожден от наказания за истечением срока давности.
Наталья Прокопьева.
Инспектор Госпожнадзора Наталья Прокопьева, в ходе следствия признавшая свою вину, была приговорена к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Она попала под амнистию в честь 20-летия Конституции и вышла на свободу уже в декабре 2012 года.
Светлана Ефремова.
Г-жа Ефремова стала второй и последней из всех фигурантов дела, кто признал свою вину. Она также была осуждена на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. На свободу бывший исполнительный директор клуба вышла в сентябре 2015 года. Суд удовлетворил ходатайство осужденной о замене неотбытой части наказания более мягким видом — ограничением свободы. В настоящее время она обязана раз в месяц отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции и не может менять место жительства без согласования с представителями данной службы.
Сергей Дербенев.
Пиротехник Сергей Дербенев был осужден на 5 лет лишения свободы и лишен права заниматься пиротехнической деятельностью в течение трех лет. Дербенев-старший мог выйти на свободу летом 2015 года. Что характерно, с предложением освободить Дербенева в связи с 70-летием Победы обратилась администрация колонии-поселения поселка Широковский, где пиротехник отбывал наказание. Прокуратура в амнистии отказала, но Дербеневу удалось обжаловать это решение, и в сентябре он тоже оказался на свободе.
Игорь Дербенев.
Сын Сергея Дербенева Игорь получил несколько более мягкое наказание – 4 года и 10 месяцев лишения свободы. В отличие от отца, Дербеневу-младшему удалось выйти на свободу уже летом 2015 года – также по случаю амнистии в честь 70-летия Победы.
Дмитрий Росляков.
Инспектировавший «Хромую Лошадь» сотрудник Госпожнадзора Дмитрий Росляков был приговорен к 5 годам лишения свободы. Своей вины инспектор в ходе судебного разбирательства не признал. Осенью 2015 года г-н Росляков также был амнистирован.
Олег Феткулов.
Арт-директор клуба Олег Феткулов приговором суда был лишен свободы на 6 лет. По информации ряда СМИ, г-н Феткулов также мог выйти из колонии по УДО осенью, однако этого не произошло.
Анатолий Зак.
Анатолий Зак, которого называли главным фигурантом дела, получил самое суровое наказание – 10 лет и 9 месяц лишения свободы в колонии общего режима. Реализация арестованного имущества Анатолия Зака для выплат компенсаций пострадавшим началась в 2014 году. В феврале 2015 года доли г-на Зака в 14 компаниях были реализованы на сумму более 140 млн рублей.
Константин Мрыхин.
После пожара совладелец клуба Константин Мрыхин бежал из России, и был задержан в Барселоне в августе 2010 года. Поскольку в это время расследование находилось уже в активной стадии, дело Мрыхина было выделено в отдельное производство. В результате и приговор Мрыхину был озвучен на год раньше – в мае 2012 года. Суд приговорил его к 6,5 годам общего режима с отбыванием наказания в колонии-поселения. Отмечалось, что суд учел раскаяние подсудимого и наличие ребенка.