Комиссия по тарифам одобрила к рассмотрению на пленарном заседании Пермской гордумы в декабре вопрос о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте с 16 до 20 рублей. Как рассказал Business Class член тарифной комиссии депутат гордумы Вячеслав Григорьев, к администрации возникла масса вопросов, они будут заданы на заседании комитета по экономическому развитию и «пленарке». «В частности, нужно узнать мнение прокуратуры по некоторым параметрам, которые влияют на окончательную цифру», – отметил он.
По словам депутата, одно из первых замечаний касается проблемы учета пассажиропотока. «Я, как и в прошлом году, задал вопрос о внедрении системы учета пассажиропотока, поскольку по существующей методике плановый объем работы перевозчиков определяется с большой погрешностью. Но пока другого способа нет», – заключил г-н Григорьев.
Напомним, в декабре 2014 года администрация намеревалась повысить стоимость проезда с 13 до 18 рублей. Тогда оказалось, что большинство депутатов не готово поддерживать 5-рублевую индексацию, и консенсус был найден на тарифе в 16 рублей. Что касается автоматической системы учета пассажиропотока, расходы на ее внедрение предложено включить в расчет тарифа в виде общехозяйственных расходов перевозчиков, которые в результате увеличатся на 3%. Электронные льготные проездные документы, по планам, должны появиться в Перми в июле следующего года.
Можно и больше.
Участники рынка рассказывают, что и в нынешнем году на обсуждение думы будет вынесен «заниженный» тариф, отличающийся от первоначальных расчетов администрации. «20 рублей – не экономически обоснованная стоимость, это тариф прошлого года. Кроме того, изначально заложили цену 22 рубля. Первый вариант проекта постановления был подготовлен еще в начале лета на основе прошлогодних данных по пассажиропотоку», – сообщил Эдуард Мирзамухаметов, директор ООО «Дизель». Вячеслав Григорьев также заметил, что слышал о 22-рублевом тарифе. «Цифра витала, но документов не видел», – отметил он.
Вместе с тем Эдуард Мирзамухаметов подчеркивает, что и повышение стоимости проезда до 20 рублей станет большим подспорьем для перевозчиков. «Если в итоге его примут, то это в существенной мере спасет отрасль», – рассказал он. Положительно относится к предложенному тарифу и директор ООО «Закамский автобус» Владимир Еремин. При этом он также отметил, что экономически обоснованный тариф сейчас больше. По его мнению, он составляет даже не 22, а 24 рубля. «Для центра города тариф 20 рублей очень хороший, а вот для маршрутов Кировского и Орджоникидзевского районов, где низкая сменяемость пассажиров, маловата, чтобы содержать и ремонтировать автобусы, покупать новые. На отдаленных направлениях набивается полный салон пассажиров на начальной остановке, и все едут, к примеру, 25 км до центра, а обратно транспорт идет полупустым. Почему-то дорожающие продукты не вызывают такой бурной реакции у людей, как повышение стоимости проезда», – рассуждает он.
Повысить нельзя понизить.
Депутаты гордумы понимают, что повышение стоимости тарифа – мера непопулярная, но даже несмотря на приближение выборного 2016 года, подчеркивают, что надо принимать во внимание и состояние отрасли пассажирских перевозок. Из-за задержки с выплатами субсидий предприятия, обслуживающие убыточные маршруты, оказались в крайне тяжелом положении. «Кроме политической есть и другая составляющая: если тариф не принимать, вообще вся отрасль встанет. Перевозчики не смогут обеспечивать безопасность пассажиров, потому что у них не будет хватать средств», – говорит депутат Арсен Болквадзе. В том, что окончательно не принята методика расчета, он не видит критической проблемы. «Конструкция следующая: комитет, а после и дума рассмотрят сначала методику, потом тариф. В случае одобрения методики на думу будет вынесен вопрос о повышении стоимости проезда до 20 рублей, а если ее не примут, то вопрос о тарифе просто не будет рассмотрен в декабре и перенесется на следующий год», – полагает он.
Вячеслав Григорьев также обращает внимание на проблему качества транспортного обслуживания.
Вячеслав Григорьев, депутат Пермской городской Думы:
– Даже если мы повысим стоимость проезда до 20 рублей, она все равно останется самой низкой среди многих других российских городов. Нужно найти такой баланс, чтобы общественный транспорт оставался безопасным и продолжал обслуживать пассажиров при минимальной возможной цене. На сегодняшний день администрация Перми утверждает, что этот минимум и есть 20 рублей.
Передвигаться на общественном транспорте в Перми действительно дешевле, чем в других крупных городах. В Екатеринбурге проезд стоит 23 рубля (обсуждается увеличение тарифа до 26 рублей в этом году). В Челябинске утвердили 20-рублевый тариф в ноябре этого года. В Нижнем Новгороде, Казани, Самаре стоимость проезда в 20 рублей была установлена еще в 2013 году. В Уфе поездка на автобусе стоит 18 рублей, но электротранспортом дешевле – 15 рублей. СМИ растиражирован пример Петрозаводска, где мэру удалось снизить тариф на проезд. Тариф в городском троллейбусе там был уменьшен с 17 до 10 рублей. Наполненность троллейбусов увеличилась, соответственно выросли и доходы муниципального перевозчика. В результате частные перевозчики также были вынуждены изменить стоимость проезда в маршрутных автобусах с 20 до 15 рублей.
Но в том, что подобная схема могла бы сработать в Перми, сомневаются и депутаты, и перевозчики. «В первую очередь, нужно знать, в каком состоянии находится парк автобусов в Петрозаводске. Если техника в отличном состоянии – это одно дело, но если автобусы предстоит обновлять, то при снижении тарифа, надо полагать, это не скоро станет возможным», – считает перевозчик Александр Стерлягов. «Как один из возможных вариантов такой ход можно рассматривать. Но «первой скрипкой» здесь должна быть администрация», – прокомментировал директор МУП «Пермгорэлектротранс» депутат ПГД Александр Филиппов.
«Такой метод снижения стоимости тарифа имеет право на жизнь, но все нужно просчитать. У всех решений есть отложенный эффект. Сколько субсидий потом нужно будет заплатить перевозчикам? – рассуждает о примере Петрозаводска Арсен Болквадзе. – Сейчас в Перми не так много дублирующих автобусных маршрутов, поэтому возникает вопрос, будет ли у пассажиров выбор между видами транспорта. Очевидно, что жители отдаленных районов, где нет трамвайных путей, по-прежнему будут вынуждены ездить на автобусах. Здесь речь идет уже не о размере тарифа, а о принципах его формирования. При их определении исходили из того, что город имеет большую протяженность, рабочие места «разбросаны», и, например, жители Кировского и Орджоникидзевского районов ездят на работу в центр. Мы приняли решение, что транспортная доступность для всех должна быть одинаковой. В этой же логике принят единый тариф и для «Пермгорэлектротранса», и для автобусов. Решение мэра Петрозаводска красивое, но одного рецепта для всех нет, и у нас оно может не сработать», – заключил он.