Юлия Борисовна, состоится ли в наступающем 2016 году переезд Пермской художественной галереи в новое здание?
– Насколько нам известно, завершен конкурс на выбор проектировщика, который будет заниматься зданием на ул. Окулова, 4. Этот конкурс проводило Управление капитального строительства, подведомственное министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
К сожалению, на каком-то этапе произошел сбой коммуникаций между УКСом, организацией, которая хочет проектировать здание галереи, галереей как конечным пользователем этого здания и министерством культуры края. Получилось, что галерея и министерство культуры оказались вне процессов согласования технического задания для этого конкурса.
Управление капитального строительства приняло техзадание и, несмотря на все наши попытки внести изменения, связанные с особенностями проектирования музеев, и в частности – художественных музеев, эти поправки приняты не были.
Поправки действительно существенные?
– Конечно! Для музейных зданий существуют строгие нормативы. Возьмем, например, нагрузку: по нормативам пол в помещении, где хранятся фонды, должен выдерживать 1200 килограммов на метр квадратный. Это же почти полторы тонны, понятно, что обычные перекрытия необходимо усилить. Но этих требований в техническом задании нет, как нет там требований по обеспечению музейного климата, музейного света, определенной высотности и еще многих требуемых параметров.
Что же тогда они спроектируют?
– В том-то и дело, что по полученному техзаданию можно спроектировать что угодно: гараж, сарай, склад, но никак не художественный музей. Конечно, мы все рассчитываем на добросовестность исполнителей-проектировщиков, которые придут к нам и спросят: в чем необходимом вы нуждаетесь как музей. Но в случае неисполнения каких-то вещей претензии проектировщику предъявить будет нельзя.
Говорят – один переезд равен двум пожарам. Это на бытовом уровне, а как переезжают такие большие художественные музеи?
– Мы не первый и не единственный в России музей, который находится в таком состоянии, но сделать это действительно очень сложно. Да, здания стоят рядом, но мы не можем просто выстроиться и из рук в руки по цепочке переправить все экспонаты. Переезд галереи – процесс длительный, он требует сначала упаковки 53000 единиц хранения, затем установки нужного климата в новом помещении, затем переноса экспонатов, затем «карантина», то есть привыкания экспонатов к новому климату, затем распаковки и наконец – расстановки на новом месте.
Все эти действия должны уложиться в очень короткий период поздней весны и раннего лета, когда нет ни жары, ни дождей, ни перепада температур.
Упаковывать материалы мы начнем, когда увидим, что здание готово, все работы выполнены правильно и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к музейным помещениям.
А что по этому поводу думает РПЦ, которой принадлежит здание галереи?
– Пермским правительством определенные шаги по переезду все-таки предпринимаются. И мы очень надеемся, что Пермская епархия учтет это и будет столь любезна, что войдет в наше положение и продлит договор.
Расскажите, как вы решили превратить переезд в творческий процесс и даже выиграли грант.
– В этом году наш проект «Море возможностей» стал победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музей и местное сообщество». Это конечно, не грант на переезд, а грант на проект, который призван музеефицировать эту историю. Историю изменения взглядов на галерею, которая долгие годы является одним из исторических, культурных и смысловых символов нашего города.
Наш проект задуман еще и для того, чтобы объединить вокруг себя неравнодушных заинтересованных людей, которые любят галерею и интересуются всем, что в ней происходит, готовы нам помогать и, возможно, даже вкладывать какую-то денежку на реставрацию конкретной картины или экспоната. И дело даже не в том, что всегда нужны деньги, хотя у всех крупных музеев мира есть друзья, которые отчисляют ежегодный взнос и им полагаются всякие бонусы в виде специальных событий, экскурсий, специальных приглашений на вернисажи и тому подобное. Всегда нужны люди, которые могут побыть волонтерами, выяснить общественное мнение, помочь регулировать потоки во время крупных музейных мероприятий. Направления работы могут быть самыми разными, но все они направлены на то, чтобы создать особый круг людей, соучаствующих в жизни галереи.
Что ожидает жителей Перми в рамках проекта «Море возможностей»?
– Мы запланировали много мероприятий и акций, очень разных и по формату, и по степени вовлеченности зрителей, но все они, как бусинки на нитку, собираются вокруг главной идеи. Начали мы в декабре, первая акция прошла в кафе «Прана», где искусствоведы рассказали о творчестве Элия Белютина, российского художника с мировой известностью, представителя нонконформизма.
С нашим городом у Белютина связана романтическая история. Когда-то, только поженившись, художник и его жена отправились в путешествие на теплоходе по Волге и Каме. Подплывая к Перми, они увидели на берегу высокий шпиль колокольни на фоне сияющего голубого неба, а сойдя на берег и добравшись до собора, поняли, что это художественная галерея. И в душе его с образом Пермской галереи навсегда связались ощущения молодости, влюбленности, солнца.
Незадолго до своей смерти, два года назад он передал нашей галерее в дар свои работы. Ряд из них нуждаются в реставрации, и наша акция была направлена на сбор средств. Для нас это еще и своеобразная разведка: вызовут ли отклик картины нонконформистов? Сейчас для нас важно спрогнозировать, какие направления искусства в дальнейшем будут интересны нашему зрителю.
Второе событие проекта состоялось буквально на днях: в галерее открылась выставка «К свету», на которой свою интерпретацию размещения пермских деревянных богов показывают молодые художники. Так с культовой деревянной скульптурой еще никто не работал, там представлены очень интересные световые инсталляции, приходите обязательно
Как долго будет длиться проект «Море возможностей»?
– Следующий год в галерее начнется с «Парада хранителей». Будем регулярно проводить небольшие выставки, на которых представим все наши коллекции. А закончится проект в июне-июле 2016 года выставкой, которая разместится на всеобщее обозрение между двумя нашими зданиями. Расскажет выставка об истории переездов галереи, а за 40 лет были 22 попытки переместить нашу культурную институцию в другие здания, в том числе и на речной вокзал. Все эти несостоявшиеся истории будут отмечены на городско карте, в путеводителе и на сайте, которые станут частью акции.
Какие у вас ожидания от нового года? Сделают свою работу проектировщики здания? Переедет галерея?
– Ну, наш-то проект «Море возможностей» мы точно сделаем.