Россияне стали покупать меньше ювелирных украшений, свидетельствует статистика Всемирного золотого совета (World Gold Council, WGC). Спрос на ювелирные изделия в стране, по оценкам совета, снизился в третьем квартале в годовом выражении на 19%.
На ювелирную отрасль оказывают влияние несколько факторов. Во-первых, покупатель, приобретающий изделия из драгоценных металлов, переключается на более доступные по цене товары и в целом сокращает расходы. Во-вторых, увеличиваются затраты на производство и материалы (металл, камни), что приводит к увеличению стоимости изделий.
На рынке Перми сегодня действуют порядка 250 розничных ювелирных точек. Это как крупные сетевые компании, так и пермские фирмы с сетью в Перми и регионе, а также мелкие одиночные отделы.
Больше всего на спрос повлиял экономический кризис – ювелирные украшения не являются предметом первой необходимости, и россияне начали экономить на них, признают ритейлеры и производители. «В ювелирной отрасли наблюдается падение на 40%, – говорит Анастасия Симонова, директор по маркетингу сети ювелирных салонов «Драгоценная Орхидея». – Но эта тенденция прослеживается во всем ритейле».
Жанна Земскова, директор пермской ювелирной компании «Скань», отмечает: «Кризис в экономике сказался на ювелирном деле как положительно, так и отрицательно. С одной стороны, снизился объем продаж, с другой – наблюдается уход с рынка более слабых игроков, повышение доверия покупателей к отечественному производителю. Также снижение активности стимулирует развитие технологий ювелирного производства».
Если в золотой индустрии наблюдается снижение спроса и продаж, то серебряные производители увеличивают темпы производства. Во многом увеличение продаж серебра связано с переориентацией интересов покупателей на серебряные изделия.
«Показатели «Сереброники» выросли в 2015 году на 20%. Сеть расширилась до семи магазинов, в этом году вопреки экономической ситуации были открыты пять новых точек, – рассказал Андрей Саламатин, владелец ювелирной компании «Сереброника». – Объемы продаж, как и объемы производства серебряных изделий по сравнению с 2014 годом не снизились. Прирост собственного производства в текущем году составил 50%, а средний чек поднялся на 20%. Мы связываем это с приходом «золотых» покупателей». «В связи с тем, что наблюдается заметный рост интереса к серебру, мы стараемся максимально расширить ассортимент серебряных украшений», говорит Жанна Земскова.
В поиске себя
Предпочтения покупателей изменились за последние годы. «Во-первых, все хотят индивидуальных украшений – каких нет ни у кого, – говорит Андрей Саламатин. – Люди ищут что-то необычное, редкое, «свое». Во-вторых, покупатели начали разбираться в качестве изделий, поэтому импортные изделия, которые грешат наличием производственного брака, остаются невостребованными. В-третьих, с Запада приходит мода на камни. Если раньше покупатели не знали, что такое ларимар, хризоколла, черный турмалин, то теперь они их просто требуют».
«Люди стали рассматривать ювелирные украшения как реальное вложение для сохранения денежных средств. Покупая сегодня, человек может быть уверен, что спустя лет пять он сможет спокойно продать или обменять это изделие по такой же цене, что и приобретал его, – говорит Анастасия Симонова. – Вложение денег в ювелирные украшения – это тренд 2015 года».
Закон не писан
Законодательная база регламентирует ограничения по правилам работы с ювелирными изделиями. В отрасли нет лицензии, но действует свидетельство о постановке на специальный учет в Государственной инспекции пробирного надзора. Для ее получения или обновления приходится проходить много согласований. Согласовываются условия перемещения, хранения и переработки драгоценных металлов и ювелирных изделий, квалификация персонала, который должен обладать навыками учета драгметаллов. К этому добавляются правила продажи ювелирных изделий в соответствии с требованиями Росфинмониторинга.
Несмотря на запрет продажи ювелирных изделий через интернет, контроль за онлайн-продажами ювелирных украшений в России не силен. Специалисты предупреждают, что драгоценные металлы подделать очень просто. Обычному человеку, который не связан с отраслью, позолоту или посеребренный металл отличить от золота или серебра сложно даже в рознице, не говоря об изображении в интернет-магазине.
«Говорить, что интернет-торговля ювелирными украшениями запрещена, некорректно, – считает Алексей Ручкин, директор по электронной коммерции АДАМАС. – Действительно, эта сфера излишне зарегулирована, это создает объективные сложности для ритейлеров и покупателей. Например, при доставке в регионы, которую сейчас осуществляет единственная компания (СПСР), покупатель не может вскрыть секьюрпак до момента оплаты, а по закону не имеет возможности после вернуть его обратно. Законодательная база сегодня дает простор недобросовестным компаниям, поэтому исключить риск покупки изделия, не соответствующего заявленным характеристикам, к сожалению, нельзя».
«Бояться покупать украшения онлайн не нужно, – считает Алексей Ручкин. – Нужно выбирать «проверенный» магазин, например, сетевой компании или известного игрока на рынке, у которых прописаны условия возврата и гарантий, несмотря на то, что по закону предоставление гарантий не является обязанностью».
«Те, кто сегодня продает изделия из драгоценных металлов в интернете, нарушают закон. По сути, они руководствуются принципом: что не запрещено, то разрешено. А ювелирное законодательство построено иначе: «В обращении драгоценных металлов разрешены только определенные виды деятельности». То есть торговля в интернете не запрещена, но и не разрешена, – объясняет Андрей Саламатин. – Количество ювелирных интернет-магазинов незначительно. Уровень продаж в сети колеблется от 2% до 4%. Во многом это объясняется тем, что покупатель украшений из драгоценных металлов и камней предпочитает розницу».
Читайте также: Ювелиры из Перми создали коллекцию украшений по мотивам «Звездных войн»