Экономика
  1. Экономика
 24 февраля 2016, 09:00  

Для платной дороги пробок мало

Для платной дороги пробок мало
Власти Перми обсудили с банками возможность привлечения инвестиций на реконструкцию ул. Строителей. От идеи платности магистрали в мэрии не отказались, но сомневаются, что она окупится за счет автомобилистов

Как стало известно Business Class, в феврале состоялась встреча представителей администрации Перми и банков, на которой обсуждалась возможность привлечения инвестиций для строительства ряда дорожных объектов. В первую очередь – магистрали ул. Строителей, которая связала бы центр города с Красавинском мостом, а также трассы Р-53 и третьего моста через Каму. Об этом «bc» рассказал заместитель главы администрации Перми Виктор Агеев. «Мы провели переговоры с представителями банков о возведении ряда дорожных объектов на основе контрактов жизненного цикла. Такой контракт предполагает, что банк финансирует строительство, а муниципалитет впоследствии в рассрочку выплачивает средства и за строительство дороги, и за ее содержание тому, кто ее возводил. Эта схема партнерства повышает качество дорожного объекта и распределяет во времени нагрузку на бюджет», – пояснил он.

Напомним, в ноябре прошлого года было озвучено, что магистраль «Ул. Строителей – площадь Гайдара» может стать первой платной дорогой Перми. Тогда сообщалось, что проект намерены реализовать в рамках муниципально-частного партнерства с «Внешэкономбанком».

На сегодняшний день перспективы у него довольно неясные. Контракт жизненного цикла, по сути, является кредитом, и поэтому его заключение плохо вписывается в нынешнюю бюджетную политику муниципалитета. Рассматривая такой вариант партнерства, власти все же не отказались окончательно и от идеи создания платной магистрали. «Мы стремимся к увеличению доли инвестиционных расходов бюджета, но в дорожной сфере частные инвесторы привлекаются пока в основном для строительства транспортных развязок – в микрорайоне «Ива», в районе ипподрома. Если говорить о платных дорогах, то мы размышляем над этим и не исключаем такой возможности. Но необходимы расчет и четкое понимание того, что проект будет окупаемым. Что касается контракта жизненного цикла, по сути – это кредит, который муниципалитет берет на определенный срок и потом возвращает с процентами. Поскольку мы придерживаемся того, что не формируем муниципальный долг – даже в таких завуалированных форматах, нужно очень серьезно все взвесить, прежде чем принять окончательное решение. Это отложенные обязательства, которые мы переложим на плечи наших потомков, чего без острой необходимости делать не хотим», – рассуждает Виктор Агеев.

Сергей Богуславский, управляющий директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (дочерняя структура Внешэкономбанка), в разговоре с «bc» сообщил, что заключение контракта по реконструкции ул. Строителей компанией с властями не обсуждалась. В целом же, по его словам, сама форма контракта жизненного цикла не определяет инвестиционной привлекательности проекта. Платность или бесплатность дороги также зависит не от вида контракта, а от условий конкретного соглашения, источников окупаемости проекта. «Если речь идет о строительстве востребованной трассы, на которой ожидается высокий транспортный поток, гарантирующий доход, то для инвестора привлекательнее становится проект, предполагающий платный проезд – за счет большей диверсификации рисков. Муниципальные контракты зачастую слабо обеспечены, но есть и варианты с очень высокой надежностью. Надо учитывать, какие гарантии власти предлагают для покрытия своих задолженностей в каждом конкретном случае», – подчеркивает он.

В случае с улицей Строителей высокий транспортный поток в нынешних условиях не гарантирован. «Если смотреть на Москву и Санкт-Петербург, то кажется, что инфраструктурный объект, который построен за счет инвестора, – это обязательно платная магистральная трасса. Но в Перми нет такого транспортного трафика, который обеспечивал бы окупаемость проекта. В столичных городах значительное количество людей готовы платить ощутимые деньги за то, чтобы доехать из точки «А» в точку «Б» за полчаса, а не за три часа. В Перми же, при всех сложностях с передвижением на автомобиле, трехчасовых пробок не бывает регулярно, это крайне редкое исключение. Соответственно, нет и тех людей, кто стал бы платить за проезд по трассе, скажем, 100 рублей каждый день. Поэтому хоть тема платной магистрали не является запретной, но реализована идея будет при условии, что мы увидим очевидный инвестиционный интерес в каком-то объекте. Пока его скорее нет, так как ситуация с пробками не настолько плоха, чтобы люди были готовы платить за то, чтобы не стоять в них», – заключил г-н Агеев.

Отметим, проект ул. Строителей связан с реконструкцией железнодорожного вокзала Пермь II. На минувшей неделе региональные власти сообщили, что нашли нового инвестора для этого проекта – холдинг «Трансстрой». Как рассказал министр транспорта Пермского края Алмаз Закиев, предполагается, инвестор возведет вокзал и объекты, в том числе коммерческие, на прилегающей территории, железнодорожной инфраструктурой займется РЖД, а краевые и городские власти будут отвечать за реконструкцию ул. Строителей.

Виктор Агеев, заместитель главы администрации Перми:
– Среди обсуждаемых объектов помимо ул. Строителей, есть еще два с гораздо менее определенной судьбой. Понятно, что третий мост, трасса Р-53 – это наша следующая забота, но пока градостроительные и технические взгляды на строительство мостового перехода через Каму настолько противоречивы, что я не берусь что-либо загадывать наперед. Точно так же есть совершенно разные взгляды на целесообразность трассы Р-53, связанные с тем, что она направит транспортный поток в центр города. Обсуждение этого проекта находится в стадии технической проработки.

Автор фото: inyucho; источник: flickr.com


Все новости компаний