Экономика
  1. Экономика
 10 марта 2016, 17:00  

Винегрет из санкций

Винегрет из санкций
Региональные производители пытаются воспользоваться санкциями, но не способны заменить все виды продовольственных товаров. Предложения по-прежнему недостаточно, отсюда и рост цен на рынке.

Производители продуктов питания, а также сельхозпродукции признают, что смогли извлечь выгоду из политики импортозамещения. В аграрном секторе Пермского края за 2015 год зафиксирован рост почти по всем основным показателям, на селе планируют дальнейшее наращивание объемов производства. Однако фермеры и предприниматели фиксируют увеличение затрат на импортное сырье и комплектующие. В итоге цены в магазинах продолжают расти.

Эмбарго дает шанс

Отправной точкой для запуска политики импортозамещения стало введение санкций со стороны России в отношении стран Евросоюза, США, Австралии и Канады. Под действие эмбарго попали в первую очередь поставки продовольствия.

Стратегия на импортозамещение стала основополагающей в риторике правительства. Политика по замещению импортных продуктов спустилась и на регионы. Министерство сельского хозяйства Пермского края заявляет, что по итогам 2015 года зафиксировано увеличение объемов производства продукции. Как утверждают в минсельхозе, наиболее активно развиваются приоритетные для региона отрасли: животноводство (молоко, мясо) и растениеводство (картофель, овощи).

Винегрет из санкций

«Объем сельскохозяйственной продукции в Пермском крае за последний год увеличился. Доля пермских производителей в сельхозпроизводстве растет, – говорит Иван Огородов, министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. – Наблюдается активный рост рыбного производства, молочной продукции и поголовья по дойному стаду. В 2016 году планируем увеличить урожай картофеля и овощей».

Правда, официальная статистика рисует менее радужную картину. Объем производства за 2015 год снизился на 1,2%. По данным Пермьстата, в 2015 году в хозяйствах всех категорий зерна намолочено на 16,8% меньше уровня предыдущего года, сбор картофеля сократился на 6,2%, овощей – на 3,4%. Лучше ситуация в животноводстве, где зафиксирован рост основных показателей.

В минсельхозе признают, что есть продукты, которые невозможно заменить пермскими в силу объективных причин. «Не получается заменить фрукты, так как многие в крае просто не растут, другие присутствуют, но в недостаточном объеме, поэтому, естественно, невозможно покрыть весь объем импортных товаров, – отмечает министр. – Сахар и масло привозят из разных регионов России, овощи закрытого грунта раньше поставлялись из Турции, а теперь из-за экономической и политической конъюнктуры – из Средней Азии».

Никита Кашкин, директор компании по производству джемов «Русский лес», говоря об объемах производства, признается: «Запрет на ввоз импортных продуктов и рост курса валют сократил число конкурентов в нашей отрасли. На рынке мы боролись именно с импортными производителями, поэтому курс на импортозамещение открыл для нас новые возможности», – добавляет Никита Кашкин. Валерий Климов, директор предприятия по производству молочной продукции «Ильинский продукт», соглашается с этим тезисом: «Ограничение ввоза продукции иностранных поставщиков благоприятно сказывается на региональных производителях. Эмбарго помогает встать на ноги молодым предприятиям, а также обеспечивает более стабильное развитие».

«Впоследствии, конечно, собираемся наращивать объемы производства, – отмечает Валерий Климов. – Сейчас мы запустили технологический цикл молочного производства, в дальнейшем будем его расширять и увеличивать дойное стадо. Надеюсь, что летом вернемся к переработке мяса, потому что свиной комплекс у нас тоже запущен».

Винегрет из санкций

Цены в гору

Динамика цен подтверждает, что местные производители не в состоянии заполнить рынок своей продукцией. По данным Пермского УФАС, на 31 января 2016 года оптовые цены крупнейших поставщиков края в сравнении с августом 2014 года выросли по нескольким отраслям: поднялись цены на свежемороженую рыбу (в среднем на 15%), белокачанную капусту (78%), молоко (13,5%). Одновременно за этот же период цены упали на свинину (36%), лук (19%), морковь (18%), картофель (17%), сливочное масло (0,5%).

Винегрет из санкций

Рост цен обуславливается тем, что местные производители не могут в полной мере обойтись без импортной продукции, значительная доля затрат связана с закупкой за границей тех товаров, которых нет в наличии в регионах: техники, удобрений и другого сырья. Иван Огородов отмечает, что в настоящий момент сельхозпроизводители края активно готовятся к посевной: закупают элитные семена, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и технику. «Погодные условия повлияли на качество семенного материала, поэтому приходится активно закупать его в соседних регионах – Удмуртии, Кировской области, Нижнем Новгороде. Что касается сельхозтехники, запчастей, средств защиты и обработки семян, то их стоимость серьезно поднялась, так как многие запчасти и удобрения иностранного производства. Горюче-смазочные материалы смогут обеспечить в полном объеме пермские производители, но цены на них поднимутся от 8 до 12%», – добавляет министр.

«В производстве джемов на данном этапе мы не можем полностью освободиться от импортного сырья, – говорит Никита Кашкин. – В частности, мы закупаем маленькие банки в Австрии за 1 евро. Несмотря на то, что издержки на закупку растут, цена на продукцию не увеличилась».

«Импортозамещение – это больная тема, – признается Арина Архипова, владелица сети кофеен «Кофешоп». – Многие продукты, такие как овощи, лосось, мы поставляем из Европы. Например, рукколу и мяту просто не найти в необходимых объемах у региональных производителей».

«Цена на продукцию все равно растет, – утверждает Валерий Климов. – Рост происходит и за счет косвенных затрат, которые формируют 50-60% от окончательной стоимости, например, на логистику, поставку сырья и другие мероприятия, которые предприятие не может осуществить самостоятельно».

Новички тут самое место

На региональном рынке в последнее время появляются новые производители: молочные продукты «Во благо», «Ильинский продукт», «Острожское молоко», джемы «Русский лес», медовая продукция и безалкогольные напитки «Благодать», «Петровский мясной двор». Местные компании отмечают готовность минсельхоза содействовать развитию предприятий, но говорят о необходимости дать время для наращивания объемов производства.

Винегрет из санкций

Министерство сельского хозяйства намерено поощрять развитие пермских производителей через кооперацию. «Мелким фермерам надо объединяться, – считает Иван Огородов. – Начинающему предпринимателю довольно сложно зайти в сети самостоятельно. Кооперация – это общемировая практика. К примеру, самый крупный молочный холдинг Valio – это большой фермерский кооператив, объединение нескольких тысяч фермеров, которые агрессивно работают на внешнем рынке».

«Государственную поддержку получаем в форме финансирования, – рассказывает Валерий Климов.- Недавно обсудили с минсельхозом покупку нового оборудования, в этом году планируем получить субсидии из бюджета. Но стоит учитывать тот факт, что из госбюджета выделенная сумма спускается с опозданием примерно на год, поэтому вначале приходится развиваться за счет своих средств».

«С недавнего времени стала ощутима помощь со стороны властей в виде займов под более низкие проценты. Что касается агрохолдингов, то процесс налаживания отношений между предпринимателями и местными производителями идет медленно», – говорит Арина Архипова.

Новички на рынке фиксируют рост продаж за счет новизны продукта и интереса к нему со стороны покупателей, а также связывают увеличение показателей с инфляцией. «Вероятно, этот показатель растет также за счет перераспределения точек продаж между импортными конкурентами и пермскими производителями», – предполагает Никита Кашкин. По мнению Артема Кириллова, продажи выросли примерно на 10%, но такая цифра зафиксирована только благодаря инфляции».

Конкуренция ослабла

Эксперты выделяют закономерные причины затруднительного выхода «новичков» на рынок.

«Доля продукции региональных производителей в Пермском крае на конец 2015 года составила 20-25% (для сравнения – в Башкирии этот показатель составил 35-40%, в Татарстане – 25-30%), – отметила Лариса Тартачная, начальник управления потребительского рынка и лицензирования министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. – К концу 2015 года взаимодействие торговых сетей и местных производителей нельзя назвать эффективным и взаимовыгодным по нескольким причинам. Во-первых, для местных производителей высоким остается входной бонус (сумма, которую производитель отдает торговой сети за включение товара в ассортимент магазина). При этом торговые сети не соблюдают сроков оплаты за поставленную продукцию. Во-вторых, отсутствует фиксированная наценка на предоставляемую продукцию. В-третьих, существуют требования, по которым местные производители должны поставлять продукцию не напрямую в магазины, а через региональные центры, которые находятся за пределами края. Кроме этого, негативно влияют и требования сетей магазинов к снижению цен на продукцию и возврат непроданного товара производителям, в то время как высокая наценка становится главной причиной нереализации продукта».

Директор по внешним связям «АШАН Ритейл» в России Мария Курносова сообщает, что санкции коснулись примерно 500 наименований товаров из 50000 (это менее 1%). Эмбарго привело к поиску альтернативных товаропроизводителей, изменению логистических маршрутов и усилению доли российских поставщиков. Ритейлеры признаются, что озабочены поиском новых поставщиков: Сейчас атлантический лосось вместо Норвегии поставляется с Фарерских островов, появился дополнительный ассортимент рыбы из Мурманска. Основную долю данной мясной продукции обеспечивают российские и белорусские поставщики.

Винегрет из санкций

Глобальной перестройки потребовала

сырная продукция, так как после введения

эмбарго ассортимент продуктов этой

категории значительно сократился. Мария

Курносова поясняет: «До санкций в

ассортименте были представлены сыры

практически из всех европейских стран.

Основной трудностью является отсутствие

крупных поставщиков по производству

сыра в России, готовых обеспечивать

нужный объем по конкурентной цене.

Производители, в свою очередь, сталкиваются

сейчас с ростом цен на сырье из-за того,

что конкуренции на рынке ослабла».

Все новости компаний