Николай Иванов, политический консультант и член регионального штаба ОНФ - о том, чего ждать от выборов-2016, кто победит и в чем секрет губернатора
Как вы оцениваете стратегию предвыборных кампаний политических партий в крае?
– Пока, на мой взгляд, ни у одной партии нет четкой стратегии, какого-то цельного образа или набора предвыборных лозунгов. У ЛДПР – традиционный лозунг «ЛДПР за Пермский край», «Справедливая Россия» – скорее имиджевая реклама конкретных личностей, в частности лидера партии Дарьи Эйсфельд. Может быть, коммунисты пытаются быть более креативными, чем другие. Лозунг «Красный лучше, чем голубой», на мой взгляд, служит больше для привлечения внимания, чем для трансляции основных идей партии. В газетах у них традиционный набор критики «всего и вся».
Кампания «Единой России», по сути, стартовала только неделю назад с появлением лозунгов о проведении праймериз – «Праймериз – народное голосование». Говорить о целостной стратегии пока сложно, на сегодняшний день тактика ведения избирательной кампании представлена размыто у всех парламентских партий. А непарламентские никакой деятельности не проявляют, на слуху, пожалуй, только «Правое дело», от которой на выборы в Госдуму собирается идти Виктор Похмелкин. Я уж не говорю про ПАРНАС и «Яблоко». Деятельность последних ограничивается только Краснокамском, в Перми никаких следов работы не вижу.
Все партии, в том числе правящая, опаздывают с разворачиванием предвыборной кампании. Я считаю, что начинать планомерную работу надо было осенью прошлого года. А по факту все кампании стартовали в феврале. Сейчас делать оценки выбранной стратегии преждевременно.
Какие прогнозы вы можете дать на избирательную кампанию-2016?
– Исходя из нынешних реалий считаю, что у ЕР есть преимущество в силу федеральной повестки и ряда других факторов, которые, безусловно, должны положительно сказаться в ходе предстоящих выборов на результате «Единой России».
Те же коммунисты, критикуя ЕР, по сути, взяли на вооружение для выдвижения собственных кандидатов идею праймериз единороссов, то есть собственных идей у них немного. Вопрос в том, с какими они пойдут лозунгами. Скорее всего, будут критиковать правительство за кризис, но всегда можно задать вопрос этим партиям, что вы делали сами, находясь в Госдуме, когда поддерживали инициативы правительства и голосовали за бюджет.
Также на прошлых выборах в 2011 году в пользу системных оппозиционных партий сыграл лозунг, предложенный Алексеем Навальным: голосовать за любую другую партию, кроме «Единой России». Сегодня очень многие из тех, кто внял этому лозунгу и голосовал за КПРФ, СР и ЛДПР – лишь бы не за ЕР, жестоко разочарованы. Ведь все эти партии в Госдуме по большинству принципиальных вопросов выступали как сателлиты ЕР. И сегодня есть понимание, что вся их «оппозиционность» – миф и бутафория. Так что снова собрать те же самые голоса, что и в 2011 году, парламентской «оппозиции» будет уже невозможно: второй раз лозунг голосовать за кого угодно, только не за ЕР, уже не сработает. Да и сам Навальный по сравнению с 2011 годом значительно утратил свою популярность, показав собственную неспособность к конструктивным действиям.
Я сейчас не вижу никакой повестки у оппозиционных партий, которая может помочь им увеличить свой электорат. Как ни парадоксально, но все основные протестные лозунги взял на вооружение Народный фронт, который ассоциируется с Владимиром Путиным. По сути, ОНФ выбил главные козыри КПРФ, ЛДПР, СР. На мой взгляд, у всех системных оппозиционных партий сегодня проблема с повесткой. На сегодня ситуация складывается так, что по сравнению с выборами 2011 года в Пермском крае у трех так называемых «оппозиционных» парламентских партий результат, скорее всего, будет хуже, а у «Единой России» – лучше. Разумеется, главным фактором будет то, кто из них и как сработает во время предвыборной кампании.
Какую роль будет играть ОНФ на выборах в Пермском крае?
– Общероссийский народный фронт, где я являюсь членом регионального штаба, – не политическая партия. Соответственно, не имеет права выдвигать список своих кандидатов на выборы. Но представители движения вправе участвовать в выборах не под флагами «Народного фронта», а в качестве самовыдвиженцев или от партий, которые сотрудничают с ОНФ и разделяют принципы и цели президентского движения (СР, ЕР, «Родина», «Патриоты России»). Сейчас уже три человека от ОНФ подтвердили свое участие в праймериз на выборах в Госдуму – это Григорий Куранов, Валерий Трапезников и Дмитрий Сазонов. Все трое состоят в руководстве пермского ОНФ.
Я думаю, что ОНФ свою роль сыграет на выборах президента в 2018 году, поскольку лидером организации является Владимир Путин.
ОНФ и ЕР на выборах в Пермском крае – это партнеры, соперники или две параллельные силы?
– Обратите внимание, что пока члены регионального штаба ОНФ заявляются на выборы именно от «Единой России», а не от другой парламентской партии.
Краевой предвыборный штаб был сформирован еще в ноябре прошлого года. Но на сегодняшний день работа в штабе не ведется. Кроме того, в СМИ появилась информация о том, что предвыборный штаб может заменить рабочая группа, в которую не войдут представители политических партий и депутаты, будут только руководители силовых и технических служб. На ваш взгляд, с чем связана неопределенная ситуация вокруг краевого штаба? И как это влияет на ситуацию?
– Мне о создании штаба ничего не известно. Я документов о создании штаба не видел и читал об этом только в прессе. На сегодня есть рабочая группа по содействию избирательным комиссиям по проведению выборов, но это обязанность исполнительной власти, и ее действительно возглавляет Анатолий Маховиков. Рабочая группа создана с технической целью, чтобы обеспечить проведение выборов. Мое мнение такое, что никакого краевого штаба не было.
В продолжение предыдущего вопроса – смогут ли региональные власти контролировать столько кампаний?
– Одновременно в этом году три крупные кампании: выборы в Госдуму, в городскую думу Перми и Законодательное собрание. С технической точки зрения – это сложный процесс. Например, в Перми каждый избиратель получит шесть бюллетеней. Заполнение бюллетеней будет занимать много времени, т.е. необходимо исключить скопление большого количества людей. Я думаю, краевые власти в первую очередь должны регулировать эти процессы.
Сколько может стоить избирательная кампания в гордуму и ЗС?
– На этот вопрос нужно смотреть с разных позиций. Если, например, кандидат идет «с нуля», то, по моим оценкам: выборы в Законодательное собрание кандидату обойдутся в 15-20 млн рублей, в гордуму – 10-12 млн рублей, в Госдуму – около 150 млн рублей. Но если кандидат узнаваем и работает на территории не первый год, то суммы могут быть значительно меньше.
Как вы считаете, велика ли вероятность того, что благодаря проектам Кандидат КПРФ и Кандидат «Единой России» мы сможем увидеть новые фамилии в гордуме и ЗС или это просто пиар?
– Я думаю, что будет достаточно много новых людей в Законодательном собрании и городской думе, и это правильно. Нам необходимы новые люди со свежими идеями.
Считаю хорошей тенденцией, что в списках появляются много фамилий руководителей крупных предприятий, от которых во многом зависит бюджет региона. На мой взгляд, нахождение топ-менеджеров в ЗС края – это гарантия того, что парламентарии будут отстаивать интересы региона. Я бы хотел, чтобы директорский корпус в нашем парламенте был представлен большим числом таких депутатов. Другой вопрос, что пока многие руководители крупных предприятий – особенно те, кто выдвигается впервые, относятся к выборам как к дополнительной не нужной им нагрузке, и не уделяют должного внимания проведению кампаний и подготовке к праймериз. Видимо, думают, что и так «прокатит». Я бы советовал им относиться к выборам более серьезно и внимательно, не забывать печальный опыт бывшего гендиректора «Мотовилихинских заводов» Николая Бухвалова, который в 2011 году проиграл выборы в округе, где живут большинство работников этого предприятия, молодому коммунисту Андрею Старкову.
По моим оценкам, в городской думе могут смениться до 50% депутатов, в Законодательном собрании – до 30%.
Согласно исследованиям агентства «Свои», за ЕР в регионе готовы проголосовать 48% избирателей, как вы думаете, насколько могут измениться показатели ближе к выборам?
– То, что выборы проходят осенью, – это безусловный плюс для единороссов, так как чем ниже явка, тем у ЕР всегда выше результат. В 2011 год была одна из самых высоких явок за последние годы, и результат ЕР оказался одним из самых низких. Как правило, на выборы приходят сторонники власти, а если явка высокая, значит, проголосует большая доля протестного электората.
На мой взгляд, показатель от 42 до 45% будет хорошим результатом для партии власти в Пермском крае. Думаю, такой итог возможен. Полагаю, что в трех из четырех одномандатных округов в Госдуму кандидаты-единороссы точно выиграют.
Опишите в пяти словах предстоящую выборную кампанию в этом году.
– Интрига, интересно, новое, сюрприз и приквел. Эти выборы пролог того, что у нас будет в 2017 году, а затем и на президентских выборах-2018. Некая репетиция, после которой будут понятны основные тенденции.
Как вы относитесь к разговорам о возможной отставке губернатора?
- Это полная чушь, которую могут распространять только некомпетентные люди. Кто-то вбрасывает информацию, что могут провести досрочные губернаторские выборы. Я считаю, что этого не произойдет. Виктор Федорович, скорее всего, возглавит список «Единой России» в Законодательное собрание. Ни о какой смене губернатора в этом случае идти речи вообще не может. Более того, на прошлой неделе я общался с известным федеральным экспертом, близким к Кремлю, который проводил мониторинг политической обстановки в Пермском крае. Он убежден, что никаких досрочных выборов губернатора в Пермском крае в этом году не ожидается. Такое решение есть на федеральном уровне. Нынешний губернаторский срок Виктора Басаргина завершается в мае 2017 года – и в этом же году, в сентябре пройдут губернаторские выборы. Никаких других вариантов не будет – это сто процентов.
Какие политические технологии работают в Перми? Много ли приезжих?
– Помимо битвы партий, на этих выборах вызывает интерес – битва политтехнологов. Так сложилось, что впервые за долгое время исключительно пермские политтехнологи ведут избирательные кампании основных парламентских партий. Пожалуй, только в личном штабе Дмитрия Скриванова и партии «Справедливая Россия» работают приезжие политтехнологи. А в КПРФ – Юрий Исаев, в ЛДПР – Сергей Ильин. У единороссов кампанию ведет Алексей Чусовитин, хоть он родом не из Перми, но уже долгое время здесь живет и работает. На прошлых выборах тенденция была совершенно иная – «Единой Россией», КПРФ и СР занимались приезжие технологи. Лишь ЛДПР вел тот же Чусовитин, и тогда жириновцам удалось получить по итогам выборов самый высокий процент за всю историю участия ЛДПР в выборах в Пермском крае. Интересно, сможет ли Алексей сделать то же самое с «Единой Россией», что в разы сложнее?
Вообще, по моим оценкам, Чусовитин, Ильин и Исаев входят в пятерку самых сильных специалистов по проведению выборов в Пермском крае. По результатам кампании посмотрим, сохранят ли они за собой этот статус.
Фото: onf.ru
Читайте также: