В первой части интервью, которое было опубликовано в прошлом номере Business Class, вы рассказали о начале работ по исследованию состояния дорог, отремонтированных за последние пять лет, и о том, что часть гарантийных объектов подрядчики восстановят без проблем, но есть и те, которые закреплены за разорившимися компаниями. Это типичная ситуация?
– В нынешней ситуации нет ничего такого, с чем нам не приходилось сталкиваться раньше. Рынок подрядных организаций меняется, и всегда одни компании уходят, другие приходят. Что касается обследования дорог, оно каждый год проводится дважды – весной фиксируются разрушения дорожного покрытия, которые произошли за зиму. Подрядчики их устраняют. Осенью дороги вновь исследуют и готовят к новой зимовке. Трещины на асфальте проливают битумом, чтобы защитить от неблагоприятных погодных условий основание дорог. От шин, динамических и статических нагрузок разрушается верхний слой асфальта, который и предназначен, чтобы нести эту нагрузку. Нижние слои дорожной одежды разрушаются очень быстро, если асфальтовое покрытие больше не может принимать «удар» на себя.
Осенью такие работы проводятся на всех дорогах?
– Нет, не на всех. В первую очередь, на недавно отремонтированных объектах. Есть дороги, которые бесполезно заливать битумом, так как верхний слой изношен почти полностью. В таких случаях мы понимаем, что в следующем сезоне нужно проводить полноценный ремонт.
Вы говорили, что «Пермблагоустройство» судится со всеми подрядчиками-банкротами, у которых есть объекты на гарантии, и выигрываете дела, но взять с этих компаний, как правило, нечего. Если добиться исполнения решения суда не удается, что происходит дальше?
– Мы не можем оставлять дорогу в ненормативном состоянии, поэтому делаем ремонт своими силами, а затем в судебном порядке обращаемся за компенсацией понесенных расходов. Такие решения уже есть. Например, за неисполнение обязательств по гарантийному ремонту улицы Свердлова подрядчик «Альянс АиО» обязан выплатить 148 тыс. рублей. Всего же на сегодняшний день за неисполнение гарантийных обязательств с подрядчиков взыскано порядка 3 млн рублей.
Недавно было решено сохранить трехлетние контракты на содержание дорог. При этом переработана нормативно-правовая база договоров с подрядчиками, чтобы ужесточить контроль. В чем именно заключается ужесточение?
– Разработана новая методика оценки работы подрядчиков. В обсуждении участвовали эксперты дорожной отрасли, общественники, депутаты городской думы. Получился взвешенный документ, дающий прозрачную систему контроля. Оценке поддается каждый элемент автомобильной дороги отдельно – проезжая часть, парковочные карманы и съезды, тротуары и лестницы, посадочные площадки и остановки общественного транспорта, газоны. Для всех категорий дорог по каждому из этих элементов указано нормативное состояние и недостатки, при наличии которых оценка снижается на один, два или три балла. Эта система позволит более объективно оценивать качество работы.
А если подрядчик не согласен с оценкой?
– Критерии оценки понятные и прозрачные, и если работа не соответствует требованиям, то спорить бесполезно – прав заказчик. А подрядчик не получит денег.
В январе депутатская комиссия во главе с Владимиром Плотниковым проверяла качество уборки тротуаров. Подчеркивалось, что за некачественную работу подрядчики должны быть наказаны рублем.
– Оплата подрядным организациям за содержание тротуаров за январь и февраль 2016 года была снижена на 7,6 млн рублей, что составляет порядка 60% от общей стоимость данного вида работ.
Наряду с новой методикой оценки подрядчиков подготовлено постановление о порядке работы с сетевыми компаниями. Что оно вам даст?
– В соответствии с этим постановлением с сетевыми компаниями подписаны договоры, в которых четко обозначено, как восстанавливать дороги после раскопок: в какие сроки, какими материалами и т.д. Договоры гарантируют исполнение обязательств по восстановлению дорожного покрытия, чтобы последствие раскопок устранялись своевременно.
Судом рассмотрен иск «Пермблагоустройства» к «Пермской сетевой компании». Он связан с тем, что ненадлежащим образом восстановлена дорога после раскопок?
– Да, и мы выиграли дело. Суд полностью удовлетворил иск «Пермблагоустройство» и обязал Пермскую сетевую компанию выполнить благоустройство проезжей части в границах произведенной раскопки на пересечении улиц Советской и Осинской. Мы продолжим эту практику со всеми сетевыми компаниями, которые будут недобросовестно устранять последствия раскопок.
Требования к участникам аукционов по содержанию дорог выросли? Есть ли вероятность, что количество работающих подрядчиков сократится после прохождения отбора?
– Мы были бы рады, если бы участников оказалось много, но условия достаточно жесткие: гарантийные обязательства в размере 30% от суммы контракта – это большие деньги. Поэтому все будет зависеть от того, насколько подрядчики состоятельны финансово и в плане технического обеспечения.
Нет риска монополизации дорожной сферы?
– Пермь нереально обслуживать силами двух-трех организаций, ни у одной компании сегодня нет для этого ресурсов. Организации могут «потянуть», половину района или район, максимум два-три лота.
Как вы оцениваете работу подрядчиков по содержанию улиц? В этом году справились лучше или хуже, чем в предыдущем?
– Совершенно точно – не хуже. Заканчивается трехлетний срок контрактов, и подрядчики успели освоиться: они работают более технологично, быстро и эффективно, чем раньше. В Перми есть подрядные организации, которые справляются со своими обязанностями, и те, кто недорабатывает. Среди передовиков – компании ООО «Камаснаб», ООО «СМУ-34», ООО «Старт», ОАО «ПЗСП». Они имеют в штате достаточное количество сотрудников, регулярно закупают новую дорожную технику. Уступают по качеству работы компании ООО «Спецмонтаж», ООО «СУ-157». Однако всегда, даже в период сильных снегопадов, в городе всегда был обеспечен проезд личного и общественного транспорта, движение никогда не останавливалось.
Отмечу, что не упустили ни одного дня, когда погода позволяла работать с горячим и литым асфальтобетоном в рамках проведения ямочного ремонта. На многих улицах ямы устранены. Эта работа будет продолжаться. На ремонт 190 тыс. кв. метров уже подписаны договоры. И еще 250 млн кв. метров будет отремонтировано на средства из тех 225 млн рублей, которые городская дума решила направить на эти цели дополнительно.
Помимо ямочного ремонта – какие еще сейчас задачи стоят перед подрядчиками? В частности, на каком этапе находится вывоз снега?
– Мы знаем, где возможно скопление воды, когда поднимается температура воздуха, и на большинстве этих участках снег уже вывезен. Сейчас работы ведутся работы на улицах Швецова, Газеты «Звезда», Полины Осипенко, Пионерской. Город нужно приводить в порядок. Перед подрядчиками стоит задача провести ямочный ремонт и уборку улиц. Они должны переходить на новый режим работы и убирать улицы днем, когда снег начинает подтаивать. Это делается практически в ручном режиме.
В первой части интервью мы говорили о реконструкции ул. Героев Хасана. Что планируется сделать в этом году по еще двум крупным объектам – улица Макаренко и площадь Восстания?
– До конца 2016 года эти объекты будут сданы. В рамках работ по ул. Макаренко осталось реконструировать разворотное кольцо на пересечении улиц Тургенева и Уинской. На ранее существующей части ул. Макаренко проведем капитальный ремонт с переустройством коммуникаций, строительством ливневой канализации, укладкой нового асфальта и благоустройством прилегающей территории.
По площади Восстания осталось закончить возведение надземного пешеходного перехода через улицу Мостовую, расширить еще одну полосу движения по направлению микрорайона Вышка-2 и заасфальтировать перекресток улиц Мостовой и Соликамской. Эти изменения позволят систематизировать движение и увеличить пропускную способность участка.
Еще одно место, где часто образуются пробки, – Северная дамба. Недавно обсуждалась возможность обновлять этот участок поэтапно. Когда можно начать это делать?
– У нас есть проект капитального ремонта Северной дамбы с трамвайными путями. Мы действительно рассматривали возможность разделить его на два этапа. Сначала в любом случае укладываются новые трамвайные пути, потом ремонтируется проезжая часть. Если позволят финансы, мы именно так и выстроим работу. Сроки зависят от наличия денег в дорожном фонде. Если в какой-то период – 2016, 2017 годах – будут деньги на ремонт Северной дамбы, мы готовы сразу приступить к реализации проекта. Но прогнозировать, когда именно это случится, я не могу. «На полке» лежат проекты капитального ремонта улиц на 5-6 млрд рублей.
Проекты ремонта каких улиц готовы к реализации?
– Навскидку можно назвать несколько объектов, которые нужно ремонтировать уже сейчас: ул. Пушкина от ул. Борчанинова до рынка с переукладкой трамвайных путей. Улицы Краснополянская, Крупской, Уральская, площадь Дружбы – проекты по ним готовы. Плюс проектируется ул. Революции, а также ул. Карпинского от шоссе Космонавтов до ул. Стахановской. Кроме того, разрабатываются проекты капремонта нескольких путепроводов: на ул. Столбовой – ул. Карпинского, на шоссе Космонавтов. Наконец, проектируется ул. Строителей. Желаний и потребностей и проектов много, но большинство из них финансированием не подкреплено.
На какие проекты вы рассчитываете привлечь краевое финансирование?
– Пермским краем софинансируется продолжение реконструкции ул. Героев Хасана (в 2016-2017 годах) и, скорее всего, ул. Строителей (в 2017-2019 годах). Других возможностей привлечения средств из краевого дорожного фонда пока не просматривается.
Читайте также: