Город
  1. Город
 29 марта 2016, 14:59  

«Транс» и ненависть в Адищево

«Транс» и ненависть в Адищево
Жители пригородов Перми пытаются отстоять свои дома. Помощь депутатов на собственников нефтепроводов впечатление не произвела

«По территории Пермского края проходят нефтепроводы и газопроводы, принадлежащие компаниям «Транснефть» и «ЛУКОЙЛ». Так получилось, что на территории природоохранных зон этих объектов были выделены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. На сегодняшний день, жители осваивают эти участки. Нефтяные компании обнаружили, что в охранных зонах ведется строительство и начали против граждан судебные процессы о признании построек незаконными. А также добиваются их сноса», – обозначил проблему сопредседатель регионального штаба ОНФ Геннадий Сандырев.

По словам г-на Сандырева, за последнее время в ОНФ поступило несколько десятков обращений. «Федеральная судебная практика неоднозначная: есть решения, как в пользу компаний, так и в пользу физических лиц» – заметил сопредседатель регионального ОНФ.

Жители: «Земля приобретена законно»

Затем слово взяли жители проблемных территорий – микрорайона Запруд и деревни Адищево. «Многие собственники владеют землёй с 2008 года, до 2014 года никаких претензий от городской администрации или владельцев нефтепроводов не поступало. До 26 февраля 2013 года у жителей была возможность возвести жилые дома. Так как Городская дума только в 2013 года исключила подсобные хозяйства из перечня разрешенного использования этих участков. В конце 2014 года собственники участков начали получать иски о сносе и запрете строительства в будущем на расстоянии 120 метров от газопровода», – рассказывает руководитель инициативной группы жителей Запруда Любовь Турова. По её словам, участки были приобретены жителями законно и при сделках ни о каких ограничениях по использованию земли не сообщалось.

«Власти, в настоящее время, необходимо ответить на вопрос: представляют ли трубопроводы «Каменный лог – Пермь», проходящие по территории города угрозу для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, малых городских рек? В случае положительного ответа на этой вопрос, нужно приспособить трубопровод под городские условия или вывести его за границы города. Другой вопрос: представляют ли Пермь и её жители угрозу для безопасной эксплуатации нефте- и газопровода? Пока, мы видим, что ответ на второй вопрос положительный. При таком подходе, наш город умирает вместе с выброшенными на улицу гражданами, которые не по своей вине оказались вовлеченными в этот конфликт», – считает г-жа Турова.

«Транс» и ненависть в Адищево

Руководитель инициативной группы жителей деревни Адищево Татьяна Проценко разделяет настрой коллеги. По её словам, часть магистрального нефтепровода «Каменный лог» была проложена прямо по центру деревни. «Когда я в 2008 году покупала земельный участок, он имел категорию земель населенных пунктов с разрешением на использование в качестве подсобного хозяйства. Позже я получила разрешение на строительство. В 2013 году Росреестр по заявлению «Транснефти» в одностороннем порядке накладывает на участок охранные зоны. Об этом я узнаю только осенью 2015 года, благодаря надзорному делу прокуратуры», – поделилась г-жа Проценко.

Однако, как отмечает руководитель инициативной группы, по документам администрации Добрянского района, никакого трубопровода в центре деревни нет. «Мы не знаем, что проходит по центру населенного пункта и почему мы стали заложникам ситуации?», – задается риторическим вопросом Татьяна Проценко.

Прокуратура: «Мы не можем повлиять на разрешение конфликта»

Нарушения законодательства о промышленной безопасности со стороны «Транснефти» обнаружила и краевая прокуратура. «Были выявлены такие нарушения, как: отсутствие опознавательных знаков о подземном размещении нефтепровода, незащищенность контрольно-измерительных приборов от посторонних лиц», – рассказывает представитель надзорного органа Эльвира Гарифуллина. Также по её словам, собственником не была актуализирована проектная документация по опасному объекту. «По выявленным нарушениям прокуратурой Орджоникидзевского района Перми директору «Транснефть-Прикамье» было вынесено представление. Также эти материалы были направлены в Приволжское управление Ростехнадзора для привлечения собственника к административной ответственности» – утверждает г-жа Гарифуллина.

Кроме того, по её словам, на основании обращений жителей была проведена проверка действий городской администрации по предоставлению участков, попавших в охранную зону. «Было установлено, что участки в микрорайоне Архиерейка предоставлялись в собственность ЗАО «Урал-Агро» под здания сельхозназначения. Впоследствии этот участок был разделен на части, которые были перепроданы физическим лицам. Охранная зона нефтепровода была внесена в кадастр в 2013 году, документы территориального планирования и градостроительного зонирования администрации эти зоны отражали» – рассказывает представитель прокуратуры. Таким образом, нарушений в действиях администрации Перми прокуратура не обнаружила.

По словам, Эльвиры Гарифуллиной сейчас прокуратура не может повлиять на разрешение конфликта, так как «решения о сносе тех или иных строений были приняты судом и уже вступили в силу». «Мерами прокурорского реагирования ситуацию разрешить нельзя. Вступившие в законную силу решения могут быть пересмотрены только решениями вышестоящего суда», – пояснила представитель прокуратуры.

Есть варианты.

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, отметила, что в этом конфликте жители оказались социально-незащищенными. «Всего в крае в охранных зонах трубопроводов расположено около 3000 участков. Многие из жителей не знали об ограничениях, у многих это единственное жилье», – рассказывает г-жа Марголина. По её мнению, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый – внесудебный, то есть переговоры с нефтяными компаниями.

Ещё один вариант предложенный уполномоченным,– возможность проведения технической экспертизы минимально-допустимых от газопроводов расстояний. Говоря о возможности судебного разбирательства, Татьяна Марголина сообщила, что этот вопрос будет обсуждаться на научно-консультативном совете Пермского краевого суда. Последний вариант, который предложила уполномоченный – внесение изменений в федеральные нормы.

По словам, Татьяны Марголиной аппарат уполномоченного ориентируется, в первую очередь, на этой вариант.

«Транс» и ненависть в Адищево

Представители «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» отметили, что ситуация у компании не настолько сложна, как у «Транснефти». «В основном в зонах наших газопроводов расположены заборы, теплицы и другие хозяйственные постройки. Единственным исключением из этого списка была баня» – поясняет заместитель генерального директора «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по связям с общественностью Алена Булатецкая.

По её словам, существует два пути решения проблемы. «Первый – увеличение безопасности газопровода путем заключения его в капсулу. Чем выше защита, тем меньше допустимая зона» – рассказывает г-жа Булатецкая. По её словам, компания готовит проектно-сметную документацию по этому решению. Также «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» оказывает гражданам юридическую поддержку, помогая получить компенсации с продавцов земельных участков, не предупредивших о возможных рисках.

«Пока прорабатываются варианты решения проблемы, мы задерживаем исполнение судебных решений и не предпринимаем активных действий» – отмечает заместитель гендиректора «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Игорь Мухин. «Мы понимаем, что люди попали в эту ситуацию непреднамеренно, у них не было злого умысла» – считает г-жа Булатецкая.

«Транснефть» без компромиссов.

Позиция «Транснефти» оказалась более категоричной. «Трубопровод является источником повышенной опасности. И действия компаний направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасности людей», – считает начальник Пермского нефтепроводного управления «Транснефть-Прикамье» Олег Балабанов. Вице-президент компании Игорь Дёмин также подтвердил, что требования нефтяников продиктованы безопасностью жителей и соответствуют законам РФ.

«Транс» и ненависть в Адищево

Однако большинство собравшихся позицию «Транснефть-Прикамье» не поддержали. «Мы понимаем опасность трубопроводов. И граждане, которые там живут, тоже это понимают. Никто не собирается разводить костры рядом с этими объектами. Но если мы, в соответствии с решениями судов, примем сторону собственников газопровода, то мы получим социальный взрыв. Люди выйдут на улицы, жители Запруда уже собираются перекрывать дорогу. Нам это надо?» – предупредил Геннадий Сандырев.

Следующим взял слово юрист многодетной семьи из деревни Ивановка, дом которых также попал в зону нефтепровода. «В Ивановке в зоне минимально-допустимых от трубопровода расстояний есть как новые, так и построенные в 60-х годах прошлого века. Представители «Транснефти» говорят, что проживать здесь нельзя, но люди живут на совершенно законных основаниях. Так как раньше допустимое расстояние от газопроводов было гораздо меньше», – рассказал юрист и сообщил о возможности подать и рассмотреть встречный иск от жителей о сносе трубопровода. «Представитель «Транснефти» пошел на страшилки, чтобы от него отстали. Хотя на самом деле человеку дела нет до безопасности жителей» – резюмировал юрист и спросил у зала правильные ли вещи, он говорит. «Правильно, правильно», – поддержали выступающего несколько пожилых людей.

Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Николай Яшин отметил, что проблема носит федеральный характер и решить её можно только на уровне страны. «Без изменения федерального законодательства эти трудности не разрешить» ­– уверен чиновник.

Завершился круглый стол яркой речью вице-спикера краевого Законодательного собрания Лилии Ширяевой. «Благодарю представителей «Транснефти» за выход на разговор, но это, к сожалению, ещё не диалог» – отметила депутат.

Лилия Ширяева, депутат Законодательного Собрания Пермского края, заместитель председателя ЗС Пермского края:
– Вопросов к компании очень много, и я надеюсь, что они не останутся без ответа. Начиная с постановки охранных зон на кадастровый учет, после появления жилых зданий, отсутствия, на сегодняшний день, обременений в Росреестре. Надеюсь, начнем говорить о зоне минимально допустимых расстояний, где в соответствии с федеральными нормативными актами, может вестись строительство при взаимном согласии. Однако этого можно достичь только при желании и участии всех сторон.

«На сегодняшний день, позиция компании «Транснефть» похожа на злоупотребление правом. Я прошу представителей компании прочитать нормативные акты, по-другому, с учетом интересов всех сторон. Прошу остановить подачу исков и перейти к индивидуальным консультациям. Давайте искать решение проблемы совместно, заботясь в том числе и о безопасности жителей» – резюмировала г-жа Ширяева. Представители «Транснефти» оставили призыв без ответа.

Все новости компаний