Какие основные особенности грядущих выборов вы можете выделить?
– В единый день голосования, 18 сентября, пермякам предстоит выбрать участников «большого ралли» в Госдуму РФ, Законодательное собрание края и Пермскую городскую думу. Давайте посчитаем, что это значит. Для примера рассмотрим избирательную кампанию в городскую думу. Количество одномандатных округов сократилось с 36 до 22, соответственно, конкуренция увеличилась. Предположим, что в одном округе в городскую думу может быть минимум три сильных кандидата в депутаты, соответственно, три активных штаба, которые будут ходить по квартирам и агитировать избирателей.
Плюс я прогнозирую на каждый округ не менее двух активных штабов по выборам в краевой парламент (для упрощения: один от краевой власти, другой от Дмитрия Скриванова), а также трех в Госдуму. И не забывайте еще про 4 парламентские партии. Таким образом, на одного избирателя придется минимум 12 активных штабов, которые будут стучаться в дверь к каждому жителю. А будут и те, на кого придется 15, 16 активных избирательных акторов. Вы представляете, какое это будет давление на одного избирателя!
Сейчас активная работа кандидатов еще толком не началась. Для избирателя – это хорошо, с точки зрения кандидата – плохо. На мой взгляд, избирательную кампанию претендентам необходимо было начинать еще в прошлом году. Я как руководитель рекламно-политического агентства веду переговоры, но, к сожалению, дальше еще не продвинулся, и это общий тренд. На сегодняшний день к выборам всерьез еще мало кто готовится, а зря!
Кроме того, мы забываем, что такое Госдума РФ. Не нужно смотреть на нее только через призму пермской политики. Рядом с Пермским краем есть богатые регионы, где более жесткая внутренняя политика. Поэтому кандидат, желающий избраться у себя в регионе, но по каким-то причинам не прошедший жесткое соперничество, например, в Башкирии или Татарстане с высокой долей вероятности приедет избираться в Госдуму в Пермский край и при наличии финансового ресурса имеет неплохие шансы. Есть высокая вероятность, что такие кандидаты появятся. В стране всего 225 округов, а богатых людей – гораздо больше.
Многослойность избирательной кампании – «минус» для всех?
–По большому счету до конца это не выгодно никому. На избирателей в один момент свалится масса информации, что неизбежно приведет к раздражению. Безусловно, эта ситуация положительно скажется на работе политтехнологов, которые неплохо заработают. Но они также будут страдать в попытке выстроить кампанию и найти адекватных исполнителей, которых постоянно будут переманивать другие штабы.
Я в свое время предлагал идеи нескольким главам администрации губернатора перенести выборы в Пермскую городскую думу или в Законодательное собрание, чтобы избежать совмещения трех кампаний одновременно. Пока непонятно, как власть будет моделировать подобные выборы.
Повестку выборов 2011 года в основном отличала резкая критика партии власти. Чем могут запомниться сентябрьские выборы-2016?
– Я не согласен, что основную повестку прошлых выборов определяла критика в адрес партии власти. В рамках страны этот тренд занял определяющую нишу, но доминирующим не являлся. Кампания власти была невнятная, в обществе росло раздражение сложившейся ситуацией в экономике. В результате голоса разошлись по другим парламентским партиям. Существуют повестки, которые будут формировать власть и оппозиционные партии. Скорее всего, руководство страны станет говорить о достижениях во внешней политике. У меня есть ощущение, что власти поможет новая резкая внешнеполитическая повестка. Что касается оппозиции, то она, во-первых, не единая. Во-вторых, думаю, что они возьмут на вооружение истории из Панамы.
Кто в этой ситуации перетянет, абсолютно непонятно. Я легко допускаю и провал ЕР, и фееричную победу.
На ваш взгляд, выборы-2016 отметятся применением «грязных технологий»? Будет ли иметь место в избирательной кампании «черный пиар»?
– Необходимо разобраться, что понимать под термином «черный пиар». Любое нарушение закона о выборах – это черный пиар? Так или иначе, но многие участники избирательной кампании нарушают законодательство. Яркий тому пример – закон о местах размещения агитации. Мест, где можно расклеивать агитматериалы, как правило, всего два-три на округ, а по факту мы наблюдаем, как весь город пестрит политическими листовками и плакатами.
В январе на улицах Перми появился баннер «Who is mr. Skrivanov?». На прошлой неделе пермяки увидели агитационную рекламу от Константина Окунева в образе Терминатора со слоганом «Я вернусь». Оцените креативность избирательнных технологий.
– На мой взгляд, креативность – условное понятие, как, например, артистизм. Ключевых показателей только два: выигрыш и проигрыш – все остальное второстепенные понятия.
Что касается Константина Николаевича, полагаю, он пытается всех запутать по поводу своего выдвижения. Смею предположить: скорее всего, г-н Окунев планирует выдвижение по спискам от какой-то партии, с которой имеет договоренность. В этой ситуации возможны два пути развития: или он собрался пройти по партийному списку, или есть информация, что он действует в интересах Дмитрия Станиславовича. Считаю, установленные баннеры свидетельствуют о том, что он, возможно, собирается возглавить партийный список, выдвинувшись в Гордуму и ЗС одновременно.
У кого из известных участников выборов наиболее высокие шансы на избрание в Госдуму?
– Думаю, хорошие шансы есть у Алексея Бурнашова, Дмитрия Скриванова. Вопросы вызывает кандидатура Валерия Трапезникова. На мой взгляд, он практически не сможет выиграть конкурентные выборы. Безусловно, я желаю победы всем пермским кандидатам. Для региона, в первую очередь, лучше, когда интересы в Госдуме будет представлять коренной пермяк, но меня не отпускает мысль, что на выборы в парламент России от нашего региона должны заявиться несколько варягов.
Борьба внутри партий за выдвижение по спискам будет жестокой? Что сыграет главную роль при отборе кандидата?
– Сейчас есть партии, которые отчаянно ищут и не могут найти адекватных кандидатов. Я говорю о модели предварительного голосования. В праймериз изначально закладывалась идея отбора в честной конкурентной борьбе более сильных кандидатов, а для этого необходима конкуренция. Если обратить внимание на праймериз ЕР в Пермском крае, то соперничества между кандидатами я почти не вижу. На мой взгляд. такая ситуация сложилась из-за того, что люди долго «раскачиваются», и они верят в честность праймериз. В этом отношении показательный пример произошел на прошлых праймериз ЕР. На предварительных выборах победил Михаил Гришанков, но в итоге он вовсе не попал в пермский список ни на первое, ни на какое другое место.
Ситуация может повториться в этом году, ведь буквально недавно количество соискателей было меньше, чем округов. Следующий элемент – праймериз как предварительная раскрутка кандидата тоже по большому счету отсутствует. В сравнении с аналогичным проектом КПРФ «Кандидат» ЕР имеет меньшую узнаваемость среди жителей. Ну и есть вопросы к персоналиям. Например, одним из зарегистрированных кандидатов в Госдуму на предварительное голосование стала студентка 3-го курса ПГГПУ.
На мой взгляд, на выборы в Госдуму еще появятся приезжие кандидаты. Согласен, пока их не слышно, но думаю, они будут, причем с большими финансовыми ресурсами и московскими политтехнологами. Мы в Перми забыли, что так может быть, но, предполагаю, эта практика ближе к выборам вернется.
Читайте также На праймериз «Единой России» в Пермском крае зарегистрирован депутат из Нижегородской области
Какова вероятность того, что в Законодательное собрание края или Пермскую городскую думу пройдет непарламентская партия?
– Относительно Пермской городской думы эта вероятность гораздо выше, чем у краевого парламента. В Перми проще, потому что меньше площадь и количество избирателей, а также выше оппозиционные настроения. Но с точки зрения потенциального бонуса она бессмысленна. В Перми по партийным спискам разыгрывается всего 14 мандатов, а в ЗС – 30. Таким образом, ведя кампанию по всей Перми, «новая партия» может получить 1-2 мандата. Гораздо дешевле вести кампанию в нескольких одномандатных округах, численность которых составляет порядка 35 тысяч человек.
На прошлой неделе Пермский край посетил председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев. Вслед за ним 8 апреля приехал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. 9 апреля – председатель ПАРНАСа Михаил Касьянов. Связаны ли эти визиты с тем, что лидеры партий видят средний электоральный потенциал в крае?
– Я не вижу в этом ничего, кроме совпадения.
Предвыборные списки «Единой России» почти во всех регионах возглавляют губернаторы. Как вы оцениваете Виктора Басаргина в роли «паровоза» партии в Пермском крае?
– Это общий тренд в стране. Почти всегда за избирательную кампанию в регионе полностью отвечают губернаторы. По вертикали власти, скорее всего, губернаторам ставится цель, чтобы ЕР получила не менее 60% голосов избирателей. Безусловно, в таких регионах, как Башкирия, Татарстан, Кемерово и Чечня этот процент гораздо выше.