Культура
  1. Культура
 23 апреля 2016, 12:00  

Кино и книга: лучший иностранный фильм года и методичка для сетевых спорщиков

Кино и книга: лучший иностранный фильм года и методичка для сетевых спорщиков

Продукт: «Сын Саула»

Режиссер: Ласло Немеш

Кино и книга: лучший иностранный фильм года и методичка для сетевых спорщиков

«Оскаровская» премия за лучший иностранный фильм уже во второй раз кряду достается ленте с военной тематикой. Предыдущий призер, польская картина «Ида», рассказывала о войне опосредованно, устами потомков – получателей страшного «наследия». «Сын Саула» – фильм намного более жесткий и безжалостный именно потому, что погружает зрителя с головой в историческую фактуру, тычет носом в историю, в которой нет героев, а лишь одни запуганные грешники – этих историй, ускользнувших от официальных хроникеров, было, вероятно, множество, и ни одну из них нельзя назвать вдохновляющей.

Аушвиц, 1944 год. Саул Аусландер – еврейский пленный и член зондеркоманды. Его работа – сопровождать в недолгий путь узников, которые прибывают в лагерь беспрестанно. Потом – зачищать следы их присутствия и ждать новую партию. Среди тысяч людей, проходящих через газовую камеру, один выживает на считанные минуты. Саул узнает в нем своего сына и решает во что бы то ни стало похоронить тело по всем правилам. Теперь это его единственная цель. Уберечь тело от топки, спрятать его, разыскать раввина – задачи практически невыполнимые и безумные на фоне окружающей мясорубки. Тем временем в лагере зреет восстание, но Саул думает только о сыне… которого у него, возможно, никогда и не было.

«Сын Саула» – история простая и в своей простоте убийственная. Разумеется, лаконичность призвана замаскировать религиозные, моральные и художественные детали, которыми картина наполнена под завязку. И хотя повествование сосредоточено (скорее даже сконцентрировано) на главном герое, невооруженным взглядом угадываются дополнительные слои смыслов, скрытые на изнанке фильма.

Повествование порой будто бы ведется от первого лица, камера словно «приклеена» к пленнику Саулу, она фиксирует его небогатую печальную мимику, каждую порцию побоев, которые он принимает от немцев, разговоры с другими узниками и так далее. Лишь изредка нам дают возможность украдкой взглянуть вокруг, но там все предсказуемо – тела, что волоком тащат в печи, изнуренные несчастные люди, бравые фашисты и мрачные лагерные своды.

Такая антропоцентричность демонстрирует стремление создателей картины преобразовать неохватный масштаб войны в «точечную» трагедию. Саул, который, судя по всему, следует за своим наваждением о позабытом сыне, будто бы вмещает в себя весь ужас десятков миллионов жертв, всех задушенных газами и расстрелянными на обрывах братских могил. Саул не смеет воевать. Он свидетель гибели собственного сына, цивилизации, целого мира. И наша общая беда состоит в том, что ему некому будет свидетельствовать, потому что не найдется того, кто его поймет. Или хотя бы застанет в живых.

Вердикт «bc»: пронзительно

18 +


Продукт: «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов»

Автор: Ася Казанцева

Кино и книга: лучший иностранный фильм года и методичка для сетевых спорщиков

Научная журналистика – продукт довольно специфический, это признают даже его творцы. Например, Ася Казанцева в одной из глав своей новой книги пишет: научных журналистов не любят, потому что людям далеким от науки их статьи кажутся слишком сложными, а ученым – слишком вульгаризированными. Таким образом, чтобы читать науч-поп, нужно обладать особым складом интеллекта – иметь поверхностное представление о том, как функционирует наука, и одновременно с тем быть не слишком заядлым ее поклонником. В этом случае книги той же Казанцевой покажутся вам занимательнейшим чтивом – их главы напоминают короткие детективные новеллы, в рамках которых автор проводит собственные расследования истоков заблуждений и старается докопаться до истины, а потом эту истину продемонстрировать во всей ее обезоруживающей красе.

Но на самом деле Ася Казанцева подойдет не только «недостаточно компетентным» интеллектуалам, но и многим прочим. В своих книгах автор не то чтобы стремится выставить напоказ свою глубокую осведомленность, сколько делает все, чтобы читатель, который осилил ее труд, смог впоследствии более адекватно и взвешенно вести себя в научных и околонаучных дискуссиях.

«В интернете кто-то неправ» легко можно счесть за методичку для сетевых спорщиков: Казанцева дает практически пошаговые инструкции, какими источниками и аргументами можно козырять супротив тех, кто, допустим, искренне считает ГМО ядом. Казанцева приводит несколько таких «скользких» тем (кроме упомянутой, это: прививки могут стать причиной аутизма, серьезные болезни лечатся гомеопатией, ВИЧ неизбежно приводит к смерти), которые принято активно обсуждать, даже не будучи в них специалистом. Автор рассказывает, как за считанные часы превозмочь самого словоохотливого и упорного оппонента: нужно всего лишь научиться анализировать тот объем информации, который имеется в вашем распоряжении. Понятно, что осведомленность в некоторых из перечисленных вопросах – это не просто выбор сетевого «хомячка», который хочет подойти во всеоружии к форумным баталиям, но также и любопытная информация к размышлению для тех, кто, например, заботится о собственном здоровье (прежде всего имеются в виду главы о гомеопатической медицине и употреблении мяса).

Казанцева сама взращена интернетом, она довольно активный блогер, а значит, предсказуем и формат ее авторского высказывания: главы больше напоминают посты в «ЖЖ» – короткие, емкие, ироничные, их так и хочется лайкнуть, репостнуть, расшарить. И это очень важно: за непростыми формулировками, немалым количеством приводимых цифр и фактов всегда угадывается фирменный стиль. Ему ты и доверяешь.

Рекомендации «bc»: полюбить науку

12 +

Кино и книга: лучший иностранный фильм года и методичка для сетевых спорщиков

При поддержке интернет-магазина электронных книг ЛитРес

Все новости компаний