Экономика
  1. Экономика
 26 апреля 2016, 07:00  

Радоваться рано

Радоваться рано
В начале года авторынок Пермского края впервые за долгое время показал прирост – 1,9%. Эксперты настроены скептически и прогнозируют, что цены вырастут, а результат продаж по итогам года вновь окажется отрицательным

По данным аналитического агентства «Автостат», за первые два месяца 2016 года продажи новых легковых автомобилей в Пермском крае выросли на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показатели марта текущего года оказались на 10,6% выше, чем в прошлом году. Локомотивом рынка в регионе остаются отечественные автомобили – их продажи в марте выросли на 29,6%, тогда как иномарок – только на 1%.

Продажи Lada, которая уверенно лидирует на пермском рынке, за первый квартал выросли на 33,8%. Стремительно поднялся показатель Renault, занимающего второе место по популярности у пермяков, – на 67,7%. Однако надо учитывать, что начало прошлого года было провальным для этого бренда – тогда за первый квартал он потерял более половины продаж (минус 51,3%). Замыкает тройку лидеров Hyindai, продемонстрировавший провальные результаты, – минус 37,8%.

Эксперты связывают падение продаж корейского бренда с неудачной ротацией модельного ряда. «Это может быть связано с отказом производителя от популярного кроссовера ix35 в пользу дорогостоящего Tucson, что повлекло за собой сокращение общего объема продаж, – полагает Александр Зиновьев, коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр». В Пермском крае за три месяца прошлого года продано 116 автомобилей ix35, а с начала этого – только 15. С отказом от недорогой модели связывает уменьшение показателей Hyindai и Дмитрий Рыбальченко, директор по маркетингу Autospot.ru. Однако он добавляет, что по сравнению с некоторыми другими марками падение не такое уж и страшное.

Радоваться рано

Источник: АА "Автостат-Инфо"; данные о регистрации новых транспортных средств в ГИБДД Пермского края, предоставлены компанией Брайт парк, официальный дилер LADA


Porcshe вернулся в прошлое

Действительно, на рынке есть ряд брендов, продажи которых сократились более чем наполовину. Показатель Datsun упал на 60,1%, при этом значительно снизились продажи его самой популярной модели ON-DO (в марте на 175%). Премиальная марка Porcshe, которая по итогам первого квартала увеличила продажи ровно вдвое, теперь вернулась к показателям 2014 года. В этом году продано 13 автомобилей бренда, что на 53,6% меньше, чем в прошлом. Отрицательной остается динамика Subaru – минус 45,5% по итогам трех месяцев и 81% в марте.

Лидером по падению в первом квартале оказался китайский бренд Chery с результатом минус 63%. Вместе с тем лучший результат также показал «китаец»: Lifan увеличил продажи практически вдвое. Geely также продемонстрировал рост, но более скромный – на 14,7%. «Плюс китайских авто в дешевизне. При этом они неплохо оснащены. Невзирая на плохую репутацию в части надежности и безопасности, по соотношению цена-количество Китай весьма привлекателен», – комментирует Дмитрий Рыбальченко. На ценовую доступность и рост качества китайских автомобилей обращает внимание и Олег Голубцов, директор департамента автомобильных проектов Rambler&Co. Однако он отмечает, что прирост показателей объясняется, в том числе, провалом в прошлом году.

Радоваться раноЧитайте также Зомби-машины. Продажи автомобилей в Прикамье по итогам 2015 года упали на 47,3%. По прогнозам экспертов, в 2016-м присутствие некоторых иномарок на рынке станет формальным, а ожидание доставки не самых популярных моделей – долгим

С низкого старта

Помимо китайского Lifan высокий результат показал UAZ (46,9% по итогам квартала), что, вероятно, связано с проблемами бывшего дилера марки «Экс Авто» в прошлом году и появлением новых дилеров – в этом. Резко изменилась динамика продаж Ford: первый квартал 2015 года он закончил падением на 80,2%, а 2016-го – ростом почти на треть. При этом показатель по России у бренда еще выше – 96% (по данным «Ассоциации европейского бизнеса»).

«В прошлом году дилерам Ford элементарно нечего было продавать: имели место значительные сокращения производства, требовалось время для переоборудования заводов под новые модели. К этому стоит добавить и общие проблемы – высокие ценники и спад потребительской активности. Сейчас Ford активно восстанавливает объемы производства, работает с высокими скидками, что позволяет держать цены на приемлемом уровне», – рассуждает Дмитрий Рыбальченко. «Ford настолько сильно растерял позиции в прошлом периоде, что падать было уже некуда», – резюмирует Олег Голубцов. Сказался и рост продаж в сегменте внедорожников: удачный вывод на рынок Ford Kuga стал неплохим драйвером роста для марки в целом», – добавляет он.

Не могут позволить даже «ультрабюджет»

Что касается динамики продаж отдельных моделей, стоит отметить падение спроса на Lada 2191 Granta. Ее продажи по итогам квартала снизились на 20,7%, а в марте – на 69,7%. Вместе с тем одна из новинок этого года Vesta практически повторила прошлогодний результат лидера рынка Прикамья. За первый квартал в регионе продано 384 автомобиля Vesta, а результат Lada 2191 Granta за аналогичный период 2015 года – 386 машин.

Часть экспертов склонна считать падение продаж Granta результатом переориентации внимания автопроизводителя на новые марки. «Появление новинок «Автоваза» на российском рынке – LADA Vesta и Xray – оказало непосредственное влияние на отрицательную динамику продаж топовой отечественной модели. После февральского повышения цен на автомобили цена на Granta в максимальной комплектации превысила почти на 50 тыс. рублей стоимость Vesta базовой версии. Кроме того, новые модели были включены в госпрограмму trade-in – покупателям предоставлялись скидки», – аргументирует Александр Зиновьев.

«Думаю, снижение продаж Granta действительно связано с запуском новых моделей «Автоваза» – солидные рекламные бюджеты и управление потребительским вниманием делают свое дело. Плюс не обошлось без влияния традиционного конкурента – Solaris, хотя тот и сам значительно потерял позиции», – отмечает Олег Голубцов.

Другие причины видит Дмитрий Рыбальченко. «Granta – представитель ультрабюджетного сегмента. С одной стороны, ее подпирают китайские конкуренты. С другой – люди, которые могли себе позволить только Granta, теперь не могут приобрести даже ее. Соответственно, они откладывают покупку или выбирают подержанный автомобиль», – констатирует он.

Радоваться рано

Источник: АА "Автостат-Инфо"; данные о регистрации новых транспортных средств в ГИБДД Пермского края, предоставлены компанией Брайт парк, официальный дилер LADA


Цена, цена и еще раз цена

Главным фактором, тормозящим авторынок, остается низкая покупательская способность населения. «В связи с этим покупатель стал более придирчивым и требовательным. Потребитель выбирает лучшее за те же деньги или даже меньшие. Автосалоны вынуждены улучшать сервис и бороться за клиента «на всю жизнь», – считает Олег Голубцов.

Дмитрий Рыбальченко отмечает, что потребителю хочется иметь высокое авто с автоматической коробкой передач и желательно с полным приводом. Но и полноприводностью, и «автоматом» он готов поступиться ради сэкономленных 100-150 тысяч рублей. «Главным фактором при выборе машины для россиян остается на сегодня экономическая целесообразность покупки – это не только стоимость транспортного средства, но и дальнейшие эксплуатационные расходы на обслуживание машины, покупку автозапчастей», – уточняет Александр Зиновьев.

Не до дна

По поводу дальнейшего роста автомобильного рынка эксперты дают сдержанные оценки. «Что касается продаж новых автомобилей, то я бы не стал говорить о стабилизации. Сегодня мы наблюдаем устойчивое снижение скорости падения, но многое зависит от государственных программ, стимулирующих рынок, и «нащупать дно», вероятнее всего, рынок сможет к лету, если не случится каких-то макроэкономических изменений», – прогнозирует Олег Голубцов.

Александр Зиновьев полагает, что надеяться на стабилизацию российского автопрома можно только в том случае, если правительство приложит максимум усилий для стимулирования спроса на авторынке и решит проблемы во внешнеполитической ситуации страны.

«Нынешний год продолжит традицию последних лет, и общие объемы продаж автомобилей будут снижаться, – рассуждает Дмитрий Рыбальченко. – Рост локализации в иномарках, собираемых на отечественных заводах, пока недостаточен, чтобы высокий курс валюты не ощущался. За 2016 год новые автомобили подорожают в среднем минимум на 20%», – аргументирует он.

Фото: bycars.ru

Все новости компаний