Представители бизнеса высказали замечания и предложения к проекту постановления «О мерах по повышению эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан путем внедрения автоматизированной системы учета пассажиров (АСУП)». Администрация подготовила его взамен документа, отмененного после протеста прокуратуры. Перевозчики в целом поддерживают идею, но считают ее пока слишком абстрактной. Некоторые из них посчитали, что администрация вновь пытается создать монополию и идет вразрез с законодательством.
Председатель НП «Автолидер» Александр Богданов поддерживает конструкцию, описанную в проекте нового постановления, но видит в нем самом ряд противоречий. По его мнению, одно из ключевых содержится даже в самом названии документа. Исходя из него, основная цель мэрии – повысить эффективность социальной поддержки отдельных категорий граждан, на которых приходится 15-20% пассажиров. А сделать это предлагается за счет внедрения автоматизированной системы учета всего пассажиропотока. «Это абсолютно нелогично. Кроме того, часть поездок льготников должна учитываться с использованием ЭСПД и системы ПКГУП «Автовокзал». Здесь проект городской администрации вступает в противоречие с краевым законодательством. Складывается впечатление, что, используя тему предоставления мер социальной поддержки, пытаются решить совсем иную задачу», – указано в письме, направленном в адрес городского департамента дорог и транспорта.
Помимо этого перевозчик указывает, что МКУ «Гортранс», которое планируется сделать центром обработки данных о пассажиропотоке, получает возможность для злоупотребления полномочиями. Учреждению хотят поручить приобрести программное обеспечение и оборудование для работы системы, однако требований к ним не установлено. Предполагается, что осуществить закупку «Гортранс» должен до 1 июля. Вместе с тем только 21 июня завершены публичные консультации по проекту постановления.
Позиция директора компании «Прокарт» Дениса Гвоздева схожа с трактовкой содержания проекта г-на Богданова. В своем отзыве он также говорит о «подмене понятий» и попытке регулировать учет пассажиропотока в целом, а не только льготных поездок. Г-н Гвоздев указывает, что это незаконно, поскольку таких полномочий у городской администрации нет. «Предлагаемый правовой механизм в очередной раз ведет к созданию искусственной монополии под эгидой «Гортранса», – заключает он.
«Прокарт» и «Автолидер» предлагают администрации прописать в постановлении «правила игры»: описать формат электронных билетов для разных категорий пассажиров и порядок работы с ними – как считывать информацию с карт, какие данные фиксировать и как направлять их в администрацию для отчетности. По их мнению, также необходимо, чтобы участники рынка могли получить реестр карт, находящихся в обращении, и сведения о проданных проездных на определенный период.
По мнению перевозчика Александра Стерлягова, цель проекта – учет поездок льготных категорий граждан, и в документе представлен оптимальный вариант ее достижения. Вместе с тем г-н Стерлягов указывает, что в постановлении не прописаны принципы работы АСУП, характеристики оборудования и программного обеспечения, поэтому невозможно оценить объем предстоящих перевозчикам затрат. Он также считает, что для вступления в силу документа нужно ввести переходный период до 1 января 2017 года.
Александр Богданов напоминает, что поскольку перевозчики осуществляют свою деятельность по регулируемым тарифам, расходы на внедрение системы в любом случае придется компенсировать либо за счет средств бюджета, либо за счет повышения стоимости проезда.Из постановления следует, что муниципальная система электронных льготных проездных документов должна заработать с 1 января 2017 года. Ее тестирование планируется начать этим летом – с 1 августа. До 1 июля МКУ «Городское управление транспорта» должно приобрести за счет бюджетных средств программное обеспечение, необходимое для работы центра обработки данных АСУП, и обеспечить запуск этого центра. До 1 августа – купить и распространить среди льготных категорий граждан временные ежемесячные электронные транспортные карты на бумажной основе и начать тестирование системы. Тестирование пройдет на тех маршрутах, где уже установлены валидаторы. До конца 2016 года в адрес предпринимателей направят предложения об установке на их транспорте программы, сопряженной с АСУП. К этому же времени планируется внести изменения в методику распределения субсидий за перевозку льготников, а граждан обеспечить постоянными электронными проездными. Планируется, что в течение тестового периода их необходимо будет приобретать ежемесячно, как и обычные проездные сейчас. Пункты продажи также не изменятся. Наиболее обширные категории муниципальных льготников, которых затронет внедрение АСУП на уровне города, – это студенты и школьники.