Business Class продолжает спецпроект «Как это устроено» – цикл репортажей о том, как работают учреждения культуры, ведомства, магазины, рестораны, гостиницы, фабрики или заводы. Ранее мы рассказывали о Государственном архиве Пермского края – огромной машине по сбору, реставрации и хранению документов. Сегодня предлагаем вам почитать про цирк. О том, как содержатся хищники, что скрывается под куполом и куда прячутся фокусники – в материале «bc».
Пермяки, как только цирк был создан, полюбили его раз и навсегда. Историк, педагог и краевед Владимир Верхоланцев говорил, что первые труппы стали посещать Пермь в конце 19 века. В деревянном здании, отданном под представления (сейчас там находится Пермское музыкальное училище), в 1884 году гастролировал известный цирк Труцци, имевший огромный успех у горожан. В 1896 году краевую столицу посетил знаменитый цирк дрессировщика Владимира Дурова.
Выступление цирковых артистов Зариповых, 1978 год.
Главной публикой в те времена были среднее сословие и купечество. Больше всего, говорят в цирковом музее, «зрители обожали борьбу и разного рода оригинальные аттракционы».
В 1905 году цирк переехал в здание на Дровяной площади (сейчас это квартал между школой № 9 и стадионом «Динамо»). Затем он перекочевал на Сенную площадь (ныне – Октябрьскую). Но в 1923 году помещение сгорело. Через четыре года по инициативе директора Мотовилихинских заводов Петра Константиновича Премудрого был построен деревянный зимний цирк на 1500 мест в Рабочем поселке Мотовилихи. Здание в народе так и называли – «цирк Премудрого». Но в ночь на 24 января 1943 года сильный пожар вновь выгнал артистов на улицу.
Спектакль «Бумбараш», 1977 год.
В последующее время, вплоть до 1970 года, цирковые коллективы выступали в Перми в цирках шапито, которые устанавливались на центральных площадках города – на улице Карла Маркса и площади Дружбы.
6 августа 1970 года стационарный цирк был открыт в здании на Уральской, 112, которое построили по проекту заслуженного архитектора России Саломеи Гельфер. Подобные проекты были реализованы также в Уфе, Самаре, Донецке, Кривом Роге, Новосибирске, Луганске, Воронеже, Харькове и Брянске. Цирк имеет вид амфитеатра, высота которого 18 метров. В здании 22 ряда и 2237 посадочных мест.
Вальтер Запашный, сезон 1977 года.
Сегодня в Перми нет собственной труппы. Цирк используется в качестве площадки для гастролей. Сейчас, например, на арене выступают участники проекта «Шоу белых медведей» (режиссер цирковой программы — Руслан Ганеев).
Представления проходят в четверг, субботу и воскресенье. В другие дни недели (кроме понедельника) артисты репетируют согласно расписанию, которое вывешивают за кулисами. Манеж расписан на целый день до 20.00 (примерно по два часа на каждый номер).
«В России много стационарных цирков – диаметр арены традиционно составляет 13 метров. Поэтому первый выход на новую площадку обычно не вызывает сильный стресс у животных. Они помнят размер обычного манежа, помнят расстояние до вольеры, – рассказывает дрессировщик верблюдов Ирина Володина. – В любом случае мы постоянно находимся с ними и даем понять, что никто их не обидит».
Большая часть помещений административной части предназначена под вольеры. Организуют их в отдалении от манежа, чтобы зрителей не смущал специфический запах. Им, кстати, пропитано все закулисье. Неподготовленные посетители поначалу морщат нос, а потом привыкают.
Животные содержатся в просторных вольерах, которые хорошо проветриваются. Периодически в них проводят генеральную уборку: моют полы, чистят клетки, меняют подстилки, миски. В цирке есть площадка для собак, разделенная на несколько зон. Сейчас там живут белые королевские пудели и шпицы дрессировщицы Натальи Борк. Некоторые собаки, самые спокойные, ласковые и дружелюбные, вообще не ограничены пространством клетки и могут свободно гулять рядом с людьми.
Есть клетки для попугаев ара и какаду, конюшни для верблюдов и лошадей.
Некоторые крупные особи живут отдельно от всех. Например, кавказские овчарки. В закрытых вольерах содержатся хищники (сейчас – белые медведи). К ним доступ разрешен только дрессировщикам. На железных дверях, запертых на замок, написано предупреждение: «Осторожно, хищники!»
От жары животных спасает душевая, расположенная по соседству с вольерами, – там их периодически моют со специальными шампунями. В жаркие дни интенсивно поят. Ассистенты регулярно чистят шерсть питомцам, расчесывают, подстригают.
В кухне, оборудованной электрическими плитами, ванной и раковиной, холодильником, готовят еду.
«Приезжающие к нам артисты располагают животных в вольерах так, как им удобно. По необходимости строят дополнительные клетки, чтобы разграничить площадку, – рассказывает Мария Сумишевская, директор цирка. – Мы также предоставляем помещения для временного содержания питомцев. Например, если они заболели и не могут быть перевезены вместе с остальное труппой, остаются у нас до выздоровления».
Выгуливают животных под присмотром нескольких служащих на заднем дворе – просторном, огороженном со всех сторон, но с асфальтовым покрытием. За пределы цирка не выводят, чтобы не создавать опасность заражения инфекциями, которые могут переносить уличные птицы, собаки или кошки.
В пермском цирке нет репетиционной арены. Артисты отрабатывают свои номера непосредственно на манеже, где впоследствии выступают.
Чтобы держать себя в форме, гимнасты регулярно тренируются в спортзале, открытом в административном здании цирка на втором этаже. Есть гантели, штанги, брусья, перекладины и турники, велосипеды. Здесь же работает цирковая студия, в которой занимаются любители.
Под купол акробаты, у которых в программе есть воздушные трюки, поднимаются вместе с инспектором манежа Алексеем Пивовым. Там они закрепляют страховку и несколько раз проверяют ее, регулируют.
«Артисты показывают технический паспорт. Мы его проверяем. Затем раскладываем оборудование на манеже, смотрим все соединительные узлы, растяжки, блоки. Поднимаемся вместе, и я контролирую процесс крепления, подвешивания, – рассказывает Алексей Пивов. – Потом доступ наверх закрывается. Ключ есть только у меня и инженера по технике безопасности».
Под куполом размещены металлические конструкции, которые выдерживают оборудование весом до шести тонн, деревянные мостики, перекрытия, лестницы. Оттуда можно подняться на крышу.
Еще одно место, скрытое от глаз посторонних, расположено под манежем. Помещение площадью около пяти метров хранит главный секрет всех фокусников, выступающих в пермском цирке.
«Изначально под сценой были просто бетонные перекрытия. Потом для фокусников сделали люки, через которые они поднимались на арену и спускались обратно. Сейчас их используют очень редко», – говорит Алексей Пивов.
В эту часть цирка, под манеж, артисты также попадают в сопровождении инспектора манежа, так как он отвечает за все, что происходит за кулисами. Одна из главных его обязанностей – это наблюдение за соблюдением правил техники безопасности. Алексей Пивов знает, как действовать в случае чрезвычайных ситуаций, где расположены пожарные рукава, тревожные кнопки, датчики, динамики: «Регулярно в цирке проводятся учения. Каждый сотрудник обязан знать план эвакуации, правила. В случае пожара, например, нужно помнить, кого и куда выводить. Для зрителей на первом и втором этажах есть аварийные выходы. Артисты смогут выводить животных по очереди, сразу на задний двор. В каждом вольере есть дверь, ведущая на улицу. Хищников эвакуируют в клетках».
Представления длятся около двух часов. Выступающим помогают униформисты – группа рабочих, обслуживающих цирковую арену. Они отодвигают занавес, выводят животных, готовят манеж к началу программы, расстилают и скатывают ковер, приносят и убирают реквизит.
Шоу проходит под фонограмму, за которую отвечает звукорежиссер Сергей Фофанов – работает он один в рубке, которая находится над зрительным залом. В соседнем кабинете сидит осветитель Ольга Алхимович с помощниками. У нее, как и у Сергея, есть специальный сценарий программы.
В пермском цирке 22 гримерных комнаты. Каждая оборудована стандартными зеркалами, столом, стульям, диванами и вешалками.
«У нас есть однокомнатные и двухкомнатные гримерные. Заслуженные артисты всегда располагаются в двухкомнатных. Предварительно они сообщают нам свои пожелания, ведь у каждого разное количество костюмов, разный грим. Если, например, приезжает цирковая семья, стараемся поселить их в одну гримерную. Если коллектив, выступающий под одним номером – в одну большую», – поясняет Мария Сумишевская.
Реквизит хранится в огромных ящиках за кулисами. Как только гастроли заканчиваются, эти ящики закатываются в фуры. На сборы артистам дается три дня.
В зрительном зале расположена оркестровая яма, которая сейчас по назначению не используется – оркестр расформировали в связи с необходимостью оптимизировать расходы. На представления, которые требуют живой музыки, заключают разовые контракты.
Скоро в цирке появится свой кинотеатр. Сюда уже привезли необходимое оборудование и большой экран размером 9 на 15 метров. Монтаж будут производить после 31 августа. Расписание киносеансов составят с учетом особенностей гастрольного графика цирковых программ. Цены на билеты обещают сделать «предельно демократичными» – от 50 до 100 рублей.
Интересно, что в 1970 году киноэкран в цирке уже был. Его спускали перед началом шоу и демонстрировали публике короткие фильмы.
Сокровищница пермского цирка – это музей, открытый в 1995 году. В основу экспозиции легли материалы, собранные Юрием Борисовичем Александровским (первым директором), о творчестве мастеров циркового искусства, работающих на пермском манеже. В экспозиции много старых черно-белых фотографий, книг, а также афиш всех представлений.
«Есть костюмы из спектакля «Бумбараш» 1977 года, автограф Юрия Никулина, юбочка, в которой танцевал медведь, чемодан, которому больше ста лет, – рассказывает Алла Аглеева, экскурсовод. – Наша коллекция, состоящая из 15 тысяч экспонатов, пополнялась благодаря артистам. Но и горожане приносили старые билеты, афиши, автографы, фотографии».
В музее в основном рассказывается о представлениях в здании на ул. Уральской, которому уже 46 лет. Во многих помещениях, конечно, давно уже необходимо сделать хороший ремонт. Мария Сумишевская, ставшая директором чуть больше года назад, говорит, что в планах – закупить современное оборудование, сделать привлекательными торговые точки и провести ремонтные работы.
«Но я четко осознаю, что на это нужны средства и время. Поэтому мы обдумываем и просчитываем каждый шаг. Через год хотим поменять оборудование у осветителя и звукорежиссера», – отмечает г-жа Сумишевская.
При этом, по словам сотрудников пермского цирка, артисты гастрольных программ очень любят приезжать в Пермь.
«Они любят наш цирк, потому что знают, что здесь всегда окажут артистам внимание и если надо, то и помощь», – говорит Алексей Пивов.
Верблюду измеряют горб, чтобы сшить концертный костюм
30 летний юбилей совместной работы Ю.Никулина и М.Шуйдина, 1979 год
Виктор Ярославцев сезон 1978-1979 г.
Валерий Мусин 1981 год
Фото: Анастасия Яковлева, архив пермского цирка. Фото на главной: www.circus-perm.ru