Петербургский бизнесмен Ринат Бичурин направил в администрацию Перми письмо с вопросами о возможности создания в городе бесплатного надземного метро. Как сообщил г-н Бичурин, в письме задано двенадцать вопросов о возможности реализации проекта. Они касаются передачи объектов надземного метро в частную собственность, управления этими объектами, аренды коммерческих помещений на остановках метро. Администрации предложено дать официальные ответы о запрещении или разрешении частного надземного метро на территории города.
Начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов в разговоре с Business Class отметил, что в предложении бизнесмена недостаточно конкретики, чтобы ему можно было аргументированно отказать или, наоборот, продолжить сотрудничество. «Его идею мы не отвергаем, но он не предлагает ничего определенного. Обращение сводится к одному: «Предлагаю сделать в Перми надземное метро. Дайте мне земельные участки под остановочные пункты, я там организую торговлю, а проезд сделаю бесплатным». Мы ему раньше уже отвечали: «Дайте обоснование проекта, покажите схему метро – как оно пройдет, какие будут направления?». Ответа нет на наши вопросы! А теперь написал снова. И опять: «Я готов построить метро», – описал г-н Денисов процесс диалога с предпринимателем.
Первый раз Ринат Бичурин направил в администрацию Перми письмо, в котором предложил построить в городе бесплатное надземное метро протяженностью 80 километров, в июле прошлого года. С таким же предложением г-н Бичурин обратился к администрациям еще 42 городов страны. Сам бизнесмен отмечает, что прошлое письмо, адресованное пермским властям, носило информационно-ознакомительный характер.
Тогда в ответ на его обращение городская администрация запросила полное обоснование проекта, в частности: варианты размещения торговых площадей и линий на территории Перми и финансово-экономическое обоснование. Позже ему было направлено письмо с отказом. Ответ обосновали отсутствием метро в генеральном плане города. «В настоящее время генпланом Перми не предусмотрено строительство метрополитена за счет средств бюджета города, так как пока отсутствует необходимость в его организации. Реализация данного проекта возможна за счет привлечения внебюджетных средств в случае утверждения изменений в генплане», – говорилось в комментарии департамента градостроительства и архитектуры.
Позже Илья Денисов и директор МУП «Пермгорэлектротранс» Александр Филиппов назвали и другие причины, по которым предложение по строительству в Перми надземного метро было отвергнуто. «В предложении г-на Бичурина на первом месте не строительство метро. Бизнесмену нужны были земельные участки, чтобы строить ларьки и магазины», – считает Александр Филиппов. «Говорил, что построит надземное метро и денег на это из бюджета не надо, но нужны участки для размещения остановок. По его плану первые скоростные поезда по рельсам должны были лет через «-дцать», а землю нужно было предоставить в ближайшее время», – добавил Илья Денисов. Кроме того, он подчеркнул, что участки под остановки бизнесмен хотел получить в центре Перми.
По мнению г-на Денисова, в Перми можно создать надземное метро, но только не в центре. «Почему бы и нет, Но если говорит про центр города, то он весь застроен, свободных земельных участков нет. К тому же там развита трамвайная сеть. А вот в отдаленных районах надземное метро было бы более уместно. Например, линия до аэропорта. На определенных участках можно использовать железнодорожные пути, проходящие через город», – рассказал он.
Ринат Бичурин не исключает того, что надземное метро может появиться и в правобережной части Перми, и в Краснокамске. «В Закамск будет построен метромост стоимостью 600 млн рублей. Правобережная линия до Краснокамска длиной 30 км будет сделана только после окончательной постройки последних линий на левом берегу», – сообщал он ранее в группе в сети ВКонтакте.
Не поддержали «надземку»
В декабре 2015 года Ринат Бичурин создал петицию о частном метро и попросил жителей подписаться под просьбой к Правительству России и федеральному Минтрансу поддержать проект создания в Перми частного надземного легкого метро с бесплатным проездом для горожан. До 8 сентября 2016 года петицию на сайте Change.org подписали только 817 человек.