Первый номер регионального списка «Яблока» по выборам в Госдуму, руководитель управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин и лидер городского списка партии Надежда Агишева на пресс-конференции рассказали о результатах кампании, претензиях к региональному отделению и планах на будущее.
– Какие результаты продемонстрировала «Яблоко» на этих выборах? Как вы оцениваете процент набранных голосов?
Дмитрий Махонин: К результатам кампании можно относиться по-разному. Но, тем не менее, прохождение в Пермскую городскую думу – наш главный успех. По Законодательному собранию мы получили значительно меньший процент – 3,7%, по Госдуме – около 3,2%. По результатам «Яблока» по стране мы находимся на 6-7 месте. Это означает, что в Перми есть избиратель, которому близки наши идеи.
Самое плохое в этой кампании – низкая явка. В среднем по краю на участки пришли менее 30% избирателей. Это значительно меньше, чем по стране в целом и существенно меньше явки на выборы 2011 года. Более того, порядка 30 тысяч бюллетеней были испорчены. Это значит, что народ не верит в то, что может оказывать влияние на ситуацию в стране, через выборы в парламент. Это довольно печально.
Надежда Агишева: На мой взгляд, результаты партии продемонстрировали один важный негативный тренд – местное самоуправление в Российской Федерации практически утратило свою автономию. За одномандатников голосуют также как за политические партии. Основанием для избрания в органы власти становится не работа, удачная кампания или солидарность с интересами тех или иных городских сообществ, а партийная принадлежностью.
С одной стороны, это достаточно негативный процесс. С другой стороны, эта тенденция позволила провести в Гордуму одного представителя городского списка. Также места в думе удалось получить ещё нескольким кандидатам не от «Единой России». Надеюсь, что бывшая до этого монолитной дума, теперь станет более-менее дискуссионной площадкой для обсуждения различных городских проблем.
В этом году явка избирателей по городу была выше чем в 2011 году, она увеличилась с 22% до 30% (по предварительным данным Крайизбиркома явка составила 33,76% – «bc»). В итоге за городской список проголосовали около 7% человек. Именно этот показатель позволил нам провести в думу одного человека.
Существует и территориальная связь с результатами: нам удалось собрать значительный процент голосов в Ленинском (около 11%) и Свердловском (порядка 12%) районах. Однако самый высокий результат (как и на выборах 2011 года) мы показали на комплексе ПНИПУ – около 18%. Считается, что партия «Яблоко» представляет интересы работников образования, культуры, городской интеллигенции и результаты по Перми это подтверждают.
С другой стороны, результаты зависели и от того как вели свои компании одномандатники. В Свердловском районе наш кандидат Ольга Глушкова участвовала сразу в 2 кампаниях: в краевой парламент и городскую думу. Отлично поработал в шестом округе Дмитрий Андреев. Он получил около 9% голосов. Удивительным для нас стал результат Дарьи Вершининой, которая вела кампанию в микрорайоне Владимирский, где исторически не очень хорошо голосуют за «Яблоко». При этом ей удалось собрать около 10%. Также для нас стала очень важной работа Дмитрия Втюрина в округе №20, который провел большую подготовительную работу, встречался с избирателями и принес партии значительный процент голосов.
Конечно, и здесь есть исключения, например, Сергей Ухов вел очень яркую кампанию в Орджоникидзевском районе, но в силу социального состава этого района получил менее 5%. Мы получили определенный результат и теперь понимаем, как нужно работать дальше и какие настроения сложились в тех или иных округах.
На этапе формирования городского списка партии, планировалось получить 1-2 мандата по списку. Однако, явка сыграла против нас и в думу удалось провести только одного человека. Но, это не значит, что этот человек не будет опираться на идеи и предложения всех участников кампании.
– Почему, на ваш взгляд, партия по городу показала более значительный результат, чем по краю?
Дмитрий Махонин: Думаю, здесь две составляющие. Во-первых, пермский городской список по составу был достаточно сильным. Кандидаты выступали с альтернативной повесткой по многим вопросам, были профессионалами в своих отраслях. Список по краю, в Законодательное собрание, напротив, был немногочисленным, и затыкать в нем дыры очень непросто.
Вторая причина – внешняя. Посмотрите, где «Яблоко» набрало больше всего голосов – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Карелия, Пермь. Избиратель «Яблока» – это городской средний класс, для которого альтернативная повестка нашей партии является привлекательной. А наибольшая явка в регионе была в Орде, Барде, Чернушке и Кудымкаре традиционно голосующих за «Единую Россию». Самая низкая явка в Березниках – городе, который проваливается под землю и где народ настолько отчаялся, что не ходит на выборы. Ещё раз повторюсь было испорчено около 30 тысяч бюллетеней. Это большая проблема.
Надежда Агишева: Плюс удалось привлечь необходимые финансовые ресурсы, поэтому мы и получили достаточно ощутимые показатели по городу.
Дмитрий Махонин: Отмечу, что на кампании по спискам в Пермскую думу и Государственную думу не было потрачено ни одного рубля партии. Это были только привлеченные нами средства. Все партийные ресурсы ушли на выборы в Законодательное собрание.
– Во сколько обошлась кампания по городу?
Надежда Агишева: Около 3 млн рублей, плюс траты из средств одномандатников.
– Повлияла ли на результат кампании неожиданная поддержка «Яблока» со стороны Константина Окунева?
Дмитрий Махонин: Сложно сказать, сколько голосов привлек или наоборот, может быть, отобрал у нас Константин Окунев. Это очень известный политик, яркий человек, который поддержал нас по собственной инициативе. Наверное, это хорошо и нужно сказать ему спасибо. Думаю, что это все-таки плюс, но конкретных цифр пока назвать не могу.
Надежда Агишева: Возможно, мы выскажем свои предположения, когда будут подведены окончательные итоги. Но, я тоже думаю, что публичная поддержка – это огромный плюс. «Яблоко» – оппозиционная партия и любая её поддержка – это определенный политический жест. Я, например, очень горжусь тем, что на страницах в социальных сетях меня поддержал Сергей Пархоменко. Федеральную программу партии поддержали Людмила Улицкая, Андрей Макаревич и другие известные люди. И это сыграло свою роль, как и поддержка со стороны известного местного политика.
– Как, оппозиционная партия, «Яблоко» сталкивалось со сложностями на выборах?
Дмитрий Махонин: Бывало, что некоторые главы районов вели себя очень «замечательно». Например, в Александровке почему-то наши агитационные «кубы» пытались заставить согласовать не как пикеты в рамках избирательной кампании, а как полноценную рекламу. Таких случаев было немного, но они были. Кроме того было тяжело организовывать встречи с избирателями, поскольку залы и заводы (за некоторыми исключениями) оставались для нас закрытыми. Отмечу, что в отличие от заявлений «Справедливой России» нам никто не угрожал. И хотя мы и не расскажем Путину правду, но будем работать дальше.
Позиция партии по Крыму, конечно, также сыграла с нами злую шутку. Однако, необходимо иметь мужество, чтобы прямо заявлять свою точку зрения по этой теме. Отобрало ли это у нас голоса? Конечно.
Когда, я проводил встречу с избирателями в поселке Юбилейный, одна из пенсионерок жаловалась на отсутствие отопления. Однако, когда мы стали разговаривать, оказалось её ничего не интересовало кроме вопросов войны в Сирии. Она считала, что государство воюет за неё, считала, что в поселке Юбилейный может быть война. Это страшная проблема! Я потратил полчаса на то, чтобы объяснить ей, что пенсии в этом году индексироваться не будут. О какой войне мы говорим? Население края за последнее время сократилось на 300-400 тысяч человек. Вот где настоящая война и мы её проигрываем.
Надежда Агишева: В городе с большим противодействием мы не сталкивались. Правда, в округе №22 наши «кубы» весьма настойчиво убирали и не давали вести мобильную агитацию. Ещё во время открытия набережной полиция пыталась принудить нас снять один из баннеров. Но в целом, таких ситуаций было немного, кампания прошла спокойно. Также отмечу, что на выборах было достаточно много нарушений, но как они повлияли на результат сказать пока нельзя.
– Дмитрий Николаевич, каковы ваши дальнейшие планы. Планируете продолжать политическую карьеру?
Дмитрий Махонин: Для меня история с партией «Яблоко» будет приостановлена до того момента, пока партия не наведет порядок в региональном отделении.
Поскольку, безобразное отношение местного отделения к выборному процессу, на мой взгляд, не только не помогло нам, а возможно даже значительно помешало
. Когда лидер реготделения размещает на телеканалах материалы, не указывая, что является представителем «Яблока», это несколько настораживает. Когда руководитель отделения в своем округе по выборам в Заксобрание набирает более 20%, а партия меньше 5%, это тоже настораживает. Когда в городах на территории края отсутствуют ячейки партии, когда в списках по выборам в Заксобрание, которые формировала Ольга Колоколова на 30 округов выставлено 5 человек – это не добавляет партии голосов. Плюс цирк, устроенный во время формирования городского списка, отобрал у нас несколько недель на работу. Поэтому, без наведения порядка в реготделении, я не вижу возможности продолжать диалог, хотя и разделяю большинство взглядов этой политической силы.
Впрочем, я не исключаю, что смогу поучаствовать в других избирательных кампаниях на территории региона. Почему бы и нет. Эти выборы показали, что мы можем организовать неплохую кампанию, потратив при этом в разы меньше чем оппоненты..
Кроме того, я буду выполнять свои предвыборные обещания. Например, я заверяю, что до конца года, в Пермском крае будет возможность торговать лесом на бирже. Что касается жителей оказавшихся в охранных зонах магистральных нефте- и газопроводов, мы не оставим их без внимания. В ближайшее время руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев будет подписывать, подготовленный мной меморандум с компаний «Транснефть». И в рамках работы над этим документом, постараюсь сделать так, чтобы проблемы жителей Запруда, Адищево и других территорий были решены.
Отмечу, что когда я начал заниматься этой проблемой, то увидел здесь и экологическую составляющую. Например, раньше, я не знал, что по территории города проходят трубы, температура в которых достигает 70-80 градусов, а рабочее давление превышает проектные показатели. Это значит, что все мы находимся в опасности и проблему надо решать. Также будем заниматься проблемами ЖКХ, добиваться установления «северного коэффициента» для всех северных территорий края.
– Надежда Владимировна, возможно, вопрос немного преждевременный, но будете ли вы выдвигаться на руководящие должности в новом составе Гордумы?
Надежда Агишева: Необходимо изучить этот вопрос, провести необходимые консультации. Но, я планирую в 2017 году вновь поучаствовать в конкурсе на должность председателя Контрольно-счетной палаты, уже в статусе депутата. Надеюсь, что если получится занять этот пост, то один из кандидатов по нашему списку сможет занять моё место в думе.