Итоги выборов подведены, однако за цифрами статистики не осталось места впечатлениям и эмоциям, а ведь ими нынешняя избирательная кампания была просто перенасыщена. Business Class собрал то, что запомнилась больше всего лично нам.
Срыв как подрыв.
Главным событием этой предвыборной кампании стала попытка срыва выборов в ряде округов в Законодательное собрание края. Впервые это было применено как полноценная предвыборная технология. В одних территориях через суд пытались снять фаворитов, в других угрожали выходом из гонки подконтрольных кандидатов, дабы оставить представителя команды Виктора Басаргина в гордом одиночестве. Так или иначе, более чем в десяти округах срыв голосования был абсолютно реален. Но реализовался сценарий только в округе №2, вмешательство администрации Президента РФ остановило процесс в других территориях.
Самый грязный округ.
В Перми наибольшая грязь лилась в самом центре города. Округ №5 сначала просто заполнили агитационными материалами (наружная реклама, газеты, АПМ), а потом включилась тяжелая артиллерия. Листовка, якобы написанная одним из кандидатов, Владимиром Кисиленко, кричала: «Я против засилья женщин в политике». «Политика – удел мужчин. Причем сильных, волевых, состоявшихся. Тех, кто старше 50 лет. Таких, как я!» – гласило обращение, приписываемое г-ну Кисиленко. Также в листовке достаточно жестко критиковались кандидаты-конкуренты по округу №5, из которых трое – женщины.
Владимир Кисиленко к листовке отношения не имел, но очень многие поверили в ее подлинность. В социальных сетях всерьез сетовали на странное решение кандидата выпустить такой АПМ. Финальным аккордом кампании стали матерщинные граффити на домах в центре Перми, различными эпитетами вновь награждали г-на Кисиленко. Самое парадоксальное, что все происходило в самом «женском округе» в крае, где половину кандидатов составляли представительницы прекрасного пола.
C сожалением приходится констатировать, что взаимное хамство стало одной из примет нынешней кампании, такого количества оскорблений, вылившихся одними на других в социальных сетях, в Прикамье не знали. Не случайно 19 сентября многие радовались, что выборные разбирательства остались позади.
Не те, кем кажутся.
Самой большой странностью выборов стала борьба внутри «Единой России». В нескольких округах выдвинулись кандидаты, идущие под флагами «ЕР», но, по сути, ей оппонирующие. А их противники, хоть и являлись формально самовыдвиженцами, на деле поддерживались партией и краевой властью. Юрий Елохов против Сергея Ветошкина, Татьяна Шестакова против Владимира Кисиленко, Андрей Бурдин против Лилии Ширяевой, Сергей Занин против Алексея Петрова.
После выборов лидер региональной «Единой России» озвучил то, что было главной темой обсуждения во время всей кампании, – за этим стоит Дмитрий Скриванов. «Один человек, член нашей партии, сумел … организовать работу не во благо «Единой России». У здоровой части нашей партии есть претензии к отдельным ее членам», – заявил Николай Дёмкин на следующий день после выборов.
Секс-символ.
Одним из особенностей нынешней избирательной гонки было большое число кандидатов-женщин. Безусловно, все они прекрасны. Но Business Class отмечает одну из них, это наш фаворит – 28-летний преподаватель Пермского классического университета, кандидат экономических наук Ксения Доможирова. «Справедливая Россия» выдвинула ее по 12-му округу в Пермскую городскую думу. Ксения отлично дебютировала в политике, заняла 2-е место, набрав 12% голосов избирателей. Мужская половина редакции Business Class за Ксению Доможирову не голосовала, но на рекламные плакаты всю предвыборную кампанию смотрела с удовольствием.
Знание – сила.
Помните некогда популярную рекламу со слоганом «Иногда лучше молчать, чем говорить»? Нынешняя кампания показала, что иногда лучше воздержаться от публичной политики. Кандидат от «Справедливой России» до августа 2016 года не был знаком широкой публике, и этим обстоятельством надо было дорожить. Ведь после выдвижения конкуренты г-на Труфанова не преминули напомнить избирателям, что тот четырежды судим. Тайное стало явным, а могло быть с точностью до наоборот.
Тройки без паровозов.
Российские партии никак не могут научиться использовать ресурс первых троек своих списков. Так называемые «паровозы» в большинстве своем таковыми не оказываются. Сколько голосов принес «Единой России» Сергей Яшкин? Как повлияло на выбор избирателя наличие в первой тройке ЛДПР Сергея Ильина? Должна быть тройка – значит будет. Попадание в это трио в основном работало на конкретного политика, желающего обеспечить себе место в парламенте, но рейтинг партии не увеличивало.
Рекорды и рекордсмены.
Среди кандидатов-одномандатников на выборах в краевой парламент по количеству голосов лучший результат показал председатель Законодательного собрания Валерий Сухих – 69,56% (20897 человек). На другом полюсе – Татьяна Шестакова, которую поддержали 25,18% избирателей (6325 человек).
Минимальный разрыв между кандидатами-конкурентами, зафиксирован в округе №24, где самовыдвиженец Сергей Ветошкин опередил единоросса Юрия Елохова на 45 голосов.
Красота – страшная сила.
фото: Тимур Абасов.
Самую визуально выверенную кампанию продемонстрировало пермское «Яблоко». Здесь все было логично, понятно, соответствовало идеологии партии и кампании в Перми. Образы отдельных кандидатов гармонично вписывались в общую канву. Очевидно, что подошли с умом, а не просто выбирали сочетание цветов с помощью радуги. Один мандат в Пермской городской думе – в награду, как минимум, за хороший художественный вкус.