Закупку программного обеспечения, необходимого для запуска центра информационной системы учета пассажиропотока планируется провести в ноябре, – рассказали Business Class в администрации Перми. Ранее там сообщали, что выберут поставщика до конца сентября. Программу купит МКУ «Гортранс». Учреждение определилось с форматом проведения процедуры закупки. «Ценовые предложения, присутствующие на рынке, позволяют провести закупку без проведения конкурсных процедур», – отметили в пресс-службе мэрии.
В настоящий момент рассматриваются предложения от компаний «Гольфстрим», «Удобный маршрут», «МФ-Тариф» и «Бенток-Смоленск». Система «Гольфстрим» – пермская разработка, она установлена на автобусах части крупных перевозчиков. Система «Удобный маршрут» работает в Москве, Екатеринбурге и еще десятке городов, «МФ-Тариф» – в Санкт-Петербурге, Ярославле, Новгородской области и других муниципалитетах. Программа «Бенток-Смоленск» установлена на транспорте Уфы, Ижевска и в других городах – в том числе в Перми. Эту программу купило ПКГУП «Автовокзал» для системы учета поездок региональных льготников.
Стоит отметить, что есть еще одна система, работающая в Перми, – «Один билет» компании «Прокарт». Она претендовала на роль оператора краевой системы учета пассажиропотока и наряду с ПКГУП «Автовокзал» участвовала в соответствующем конкурсе. В этот раз предложения властям компания не направила.
Генеральный директор ООО «Прокарт» Денис Гвоздев считает, что для покупки программы все-таки будет проведен конкурс. Он объясняет это значительной ценой приобретаемого товара. «Мы отправили в МКУ «Гортранс» письмо с расчетами стоимости программного обеспечения, которое они планируют закупить. Исследование показало, что минимальная цена – 2 млн рублей. Данные были получены на основе анализа стоимости установки аналогичных программ в других регионах России и собственного опыта. Поэтому будем ждать конкурс на выбор поставщика программного обеспечения», – рассказал г-н Гвоздев.
По информации перевозчиков, администрация Перми склоняется к покупке программы, отличной от краевой. В таком случае сохраняется возможность, которой давно опасаются предприниматели: у кондукторов будет по два валидатора (для региональных и муниципальных льготников). А то и три – с учетом устройств для работы с платными пассажирами, которыми давно пользуются многие перевозчики.
Опасения участников рынка подтвердились на заседании комитета по конкуренции совета при губернаторе. Мероприятие состоялось на минувшей неделе. «Вывод из этой встречи – городские власти повесят нам на шею третий валидатор. Можете представить кассира в супермаркете, работающего на трех аппаратах? На одном отбивает чек на яйца, на другом – на хлеб, на третьем – на молоко. С кондуктором будет аналогичная ситуация, – объясняет Валерий Ротманов, директор ООО «Мега-Групп». – Единственный положительный момент обсуждения – было озвучено, что есть технические решения, позволяющие работать с тремя системами на одном валидаторе. Но это возможно только при политической воле городских и краевых властей», – продолжает он.
– Это идея не перевозчиков – желание считать своих льготников возникло у властей. Я думаю, что им надо собраться, написать одно техническое задание, а в идеале еще и предоставить нам оборудование. А на деле в городе заявляют, что к 1 января 2017 года внедрят свою систему. Она никак не согласована с краевой. Мы же снова должны покупать валидаторы, но пока даже не знаем какие, потому что какая именно будет система в городе – неизвестно», – заключил г-н Ротманов.
Стоит отметить, что попытки объединить две системы в одном валидаторе уже были. Программы компаний «Бенток-Смоленск» и «Гольфстрим» работают параллельно на одном устройстве. «К качеству работы в часы пик есть претензии, – отмечает Валерий Ротманов. А вот решение, которое бы совместило системы «Бенток» и «Прокарт» и вовсе оказалось слишком дорогим.
Александр Богданов, председатель НП «Автолидер» считает, что работать на рынке Перми нужно дать неограниченному количеству операторов. «Не так как сегодня – «Автовокзал» заключил договор с одной компанией, и перевозчик должен либо работать с ней, либо не получает компенсацию за перевозку льготников. Мы не получаем, но пойдем в суд и обязательно «отыграем» эти деньги, ведь мы все равно перевозим пенсионеров бесплатно. Не представляю, как решение может быть не в нашу пользу и суд скажет, что компенсация нам не положена. Но если такое случится, тогда логично будет просто перестать возить льготников, – рассуждает он. Самое плохое в сегодняшней ситуации – краевые власти не дают нам выбора. Есть две пермские компании – «Гольфстрим» и «Прокарт». Пусть перевозчик сам выбирает, с кем лучше и дешевле работать. А городские власти, судя по всему, собираются пойти ровно по тому же пути, что и край: выберут своего оператора и заставят перевозчиков покупать третий валидатор», – считает он.
Комитет по конкуренции будет добиваться включения вопроса, связанного с внедрением системы учета пассажиропотока, в повестку заседания общественного совета при губернаторе Пермского края.