Учитель пермской школы Ирина Давлетшина рассказала, как за последние годы изменились дети и какую роль в их жизни играет школа.
Ирина Олеговна, изменились ли дети за последние годы?
— Безусловно, но не во всем. Они стали более взрослыми, но парадокс в том, что в каких-то ситуациях менее самостоятельными. Сейчас у детей очень большая загруженность. Учебный день порядка восьми часов, за это время есть возможность отдохнуть только на перемене, да и то в эти 15-20 мин нужно успеть подготовиться к следующему уроку. После основных уроков у большинства ребят, как правило, дополнительные занятия — секции, кружки, репетиторы. Занятия с репетиторами начинаются уже с 6-7 класса. Таким образом, современный ребенок освобождается только под вечер. А ведь еще остается большой объем домашней работы. Это, наверное, самая большая трагедия современных детей. Они, конечно, устают. Мне кажется, что в сегодняшней ситуации дети стали не такими стрессоустойчивыми. Но в то же время они стали более взрослыми и не имеют привычки показывать свою усталость.
Раньше дети ответственней относились к своим оценкам. Если получали двойку, исправляли не из-за оценки в журнале, была важна собственная удовлетворенность в познании темы. Но, конечно, такое отношение далеко не у всех учеников. Возможно, такое отношение — защитная реакция на действия учителей и родителей, требующих хороших оценок, но не разбирающихся в причине двойки.
Насколько они самостоятельны в учебном процессе?
— Дети стали менее самостоятельными. Раньше они сами договаривались с учителями по поводу исправления оценок, дополнительных встреч, в случае если непонятна тема. Они контролировали процесс обучения. Сейчас при решении микропроблем (расписание, исправление оценок) часто принимают участие родители и классный руководитель.Хотя, возможно, сами учителя и родители взяли на себя эти функции, поэтому современные школьники отвыкли от самостоятельных решений.
Родители тоже изменились вместе с детьми?
— Сегодня они стараются больше влиять на образовательный процесс.Лет пять-десять назад родители участвовали только в административных вопросах, но не вмешивались в образовательный процесс. Бывают случаи, когда родители не готовы обсуждать проблемный вопрос на уровне школы и сразу обращаются в департамент образования.
По моим ощущениям, сейчас родители стали меньше разговаривать с детьми. Да и не знают, о чем можно поговорить Главная причина недостатка общения — занятость родителей. В рабочих буднях и спешке они успевают интересоваться только оценками детей. От этого дети становятся более закрытыми и отстраняются от своей семьи.
Что сегодня происходит со взаимоотношениями ученика и учителя, они стали более либеральны?
— Раньше учитель был непререкаемым авторитетом. Ученик не мог и подумать, чтобы возразить учителю. Сейчас отношения между учеником и учителем стали более либеральными. И это, на мой взгляд, правильно.
Учитель для детей является авторитетом? И есть ли вообще у них авторитеты?
— На мой взгляд, для современных детей учитель уже не авторитет. Если говорить, кого они больше слушают родителей или учителя, то здесь зависит от ситуации. Учителю, как правило, дети не будут дерзить, поэтому есть вопросы, которые можно обсудить с ним, а не с родителями — их он может просто не выслушать.
Есть два типа детей. Для одних мнение родителей значимо, ребенку важно их не огорчить. В этом случае родители выступают авторитетом для ребенка, потому что в семье взаимодействуют, ладят, разговаривают. Но у некоторых детей фраза «Я позвоню родителям» вызывает равнодушие. В этом случае родители не выступают авторитетами.
Как наличие гаджетов повлияло на детей, они стали меньше общаться между собой?
— Меньше общаться они не стали. Но теперь общение вышло на виртуальный уровень. В результате одноклассники общаются между собой круглые сутки. С одной стороны это хорошо, они больше узнают друг друга, быстрее заводят дружественные связи. С другой стороны, они полностью окунаются в поле соцсетей, где встречается много вредной информации.
Сейчас во многих школах пытаются ввести электронные учебники, работу за компьютерами не только на информатике, конечно. Ребенку легче принести в школу один планшет, чем десять учебников. Но встает вопрос дисциплины — часть учеников будет использовать планшет для развлечений, общения в соцсетях, а не для образовательных целей.
Для домашней работы дети используют интернет, но главный минус — они не умеют обрабатывать огромный массив информации и берут весь текст из первой же ссылки, выпадающей в поисковой системе браузера, хотя на уроках этому часто уделяется внимание – мы учим детей работать с информацией.
Что изменилось в отношениях учителя и ученика с развитием социальных сетей?
— Социальные сети стали дополнительным способом коммуникации с детьми. Но они еще больше стирают грани между рабочим и личным временем, потому что дети могут задать вопрос в любое время.
Сейчас почти у всех учителей есть свои профили в соцсетях. Поддерживают ли они цензуру на своих личных страницах?
— Это полностью зависит от учителя. Я думаю, у каждого должен включаться внутренний цензор. С одной стороны, это личное дело каждого, но с другой, понимаешь, что учитель публичная персона и профиль у всех на виду, а дети на контент обращают очень большое внимание, и потом могут любой неподобающий случай обсудить среди одноклассников.
А дети обращают внимание на ведение своих личных профилей в соцсетях, ведь их тоже могут посмотреть и учителя, и родители?
— Буквально несколько лет назад, когда дети только начинали регистрироваться в соцсетях, сделать репост с матом, к примеру, для них не считалось зазорным. Был период, когда в соцсетях создавались группы «Подслушано», где ученики писали не только про сверстников, но и учителей. Они аргументировали такую вседозволенность в сети тем, что школа не может контролировать интернет, и анонимно в группе можно писать абсолютно все, как и на своих личных страницах. По сути, так и есть. В этом случае школа может только поговорить с ребенком, объяснить, что это не этично.
Сейчас эта волна спала. Дети больше внимания стали уделять публикациям на своих личных страницах. Очень большое влияние в плане позиционирования себя в интернете оказывают родители. Если они интересуется тем, что ребенок выкладывает в сеть, чем занимается в интернете, то и он, в свою очередь, ведет себя корректно.
Не так давно в школах стали проводить беседы с детьми о безопасности в интернете. Еще несколько лет назад эта тема просто не была актуальна. Но теперь очень много мошенников, действующих через интернет, опасных групп.
Какие конфликты возникают между учеником и учителем? Изменились ли они?
— Вечной проблемой остается поддержание дисциплины, это зависит от учителя: найдет ли он подход к детям. Бывает, что класс не принимает учителя, часто с этим сталкиваются молодые педагоги.
Современные дети хорошо знают свои права. Они чаще апеллируют к ним, если считают, что им занизили оценку, к примеру. Раньше ученики принимали любое решение учителя как должное и не было привычки указывать на ошибку учителя. Сейчас же учитель и ребенок могут разговаривать на равных.
Как учитель литературы вы отмечаете, как изменилось отношение к чтению?
— В 6-8 классе произведения не такие объемные, и дети их все-таки читают. Старшеклассники не успевают прочитывать список литературы, и, как правило, пользуются краткими пересказами в сети. Опять же есть разные дети: есть те, кто много читает, у них развита культура чтения и широкий словарный запас. А есть те, кому чтение не доставляет удовольствия и воспринимается как еще одна обязанность.
Есть какие-то запретные темы, которые лучше не обсуждать в школе?
— Это темы запрещенные, в принципе, и на уровне государства, например, экстремизм. Если брать уже, то здесь все зависит от воспитания ребенка: он сам понимает, что этично, а что нет. Если несколько лет назад у детей вызывало смех упоминание слов, которые как-то наводили на мысль о сексе, то теперь это для них стало обыденным. Тема настолько обсуждается в обществе, открыта в интернете, что для детей она уже не нова. Раньше тема замалчивалась, поэтому им хотелось ее обсуждать.