Департамент дорог и транспорта администрации Перми начал работу по актуализации единой маршрутной сети (ЕМС). Отрасль пассажирских перевозок в городе серьезно изменили в прошлом году. Приоритет отдали электротранспорту, исключив из ЕМС дублирующие автобусные маршруты. Оставшиеся распределили между перевозчиками по итогам конкурсов. При этом изменения практически не коснулись маршрутных такси. Сейчас департамент готовит изменения в ЕМС и, в частности, планирует мероприятия по переходу от перевозок «в режиме маршрутного такси» к «регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам». Это значит, что маршрутки будут работать по тем же правилам, что и автобусы. На сегодняшний день «тэшка», в отличие от больших «собратьев», может высаживать пассажира в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте. Водитель не обязан строго придерживаться маршрута.
Нововведения предполагают, что маршрутки должны стать более удобными и безопасными. При этом администрация намерена включить в ЕМС только наиболее востребованные направления. Одно из основных изменений – право работать на них предприниматели будут получать посредством конкурсных процедур.
В 2014 году «тэшки» хотели изгнать с улиц Перми совсем, но в 2015-м подход изменился. В мэрии начали готовить документ, в котором должны были определить оптимальную долю, которую маршрутные такси займут на рынке, и озвучили идею проведения конкурсов среди «маршрутчиков». Затем департамент дорог и транспорта подготовил предложение о трансформации маршруток в «перевозки с повышенным комфортом в режиме экспресса». Обсуждение было свернуто в связи с принятием 220-ФЗ «Об организации пассажирских перевозок», который изменил и терминологию, и правила функционирования отрасли. Понятие регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам введено именно этим законом. Стоимость проезда при таком виде работы устанавливает сам перевозчик и утверждает в региональной службе по тарифам. «Потолка» для нее не предусмотрено.
В федеральном законе указан перечень требований, по которым могут оцениваться заявки желающих работать на маршрутках. Среди них – возраст транспорта, количество ДТП, произошедших по вине участника конкурса, а также наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками. Но муниципалитет может изменить этот список по своему усмотрению.
В Перми решение о включении маршруток в ЕМС пока не содержит конкретики. В мае 2016 года городская дума рекомендовала администрации перевести этот вид транспорта в категорию регулярных перевозок с последующим отбором перевозчиков в ходе проведения открытого конкурса. Срок на исполнение установили до 1 августа 2016 года. По информации «bc», мэрия будет просить депутатов перенести срок на начало 2017 года.
При этом в майском решении гордумы не определена, в частности, доля рынка, которую займут маршрутки. Ранее предполагалось, что соотношение между большими автобусами и «тэшками» составит 95% к 5% соответственно. Однако подход мог измениться. У собеседников «bc» разные мнения на этот счет.
«Мне как перевозчику было бы хорошо, если бы маршруток не было совсем – только одни автобусы. Но это неправильно: пассажир имеет право выбирать между видами транспорта, голосовать рублем. Конкуренция будет честнее, если маршрутки будут работать по одним правилам с нами – ездить по графику, полностью соблюдать маршрут, а не разворачиваться на полпути, «подрезая» автобус. Система видеонаблюдения, отслеживание транспортных средств – все это можно перенести и на маршрутки», – рассуждает директор ООО «Мега-Групп» Валерий Ротманов.
Сколько нужно маршруток?
По мнению депутата гордумы Александра Филиппова, маршруток должно быть значительно меньше, чем автобусов. И работать им следует в отдаленных районах, которые не обеспечены другим транспортом. «Маршрутки эффективны и нужны только в качестве вспомогательного, «подвозного» транспорта. Когда они доминируют или даже работают наравне с автобусами, транспортная схема превращается в бардак. Другая крайность – когда маршруток нет совсем. Они нужны в любом случае. Например, в деревню Голованово технически нельзя пустить большой автобус, но когда жители ходят через поле больше километра до остановки – это не дело. Я буду настаивать, чтобы в Голованово пустили маршрутки», – рассказал депутат. В качестве отрицательного примера он назвал Уфу, где маршрутные такси преобладают, а положительного – Краснодар. «Там 70-80% процентов перевозок в руках муниципалитета, и только автобусы небольшой вместимости отданы бизнесу. Конкуренцию другому транспорту они практически не создают, так как работают в отдаленных районах и довозят пассажиров до ближайших крупных транспортных узлов», - говорит г-н Филиппов.
Похожее мнение высказал депутат Владимир Манин, но он считает, что в отдаленных районах маршрутных такси должно быть сразу несколько. Он также назвал пример места, где это необходимо – улица КИМ. «Если нет возможности ее расширить, то конечно, нужны автобусы малой вместимости, но не один маршрут, а два-три. Многие города пытаются избавиться от маршруток, и мы тоже делали такую попытку два года назад. Но жизнь показала, что они востребованы», – рассказал он. Депутат добавил, что маршрутки должны быть с высоким потолком и вместимостью не 12 человек, а более.
Депутат Арсен Болквадзе считает, что не администрация должна решать, какую часть рынка займут маршрутки. «Если есть возможность сохранить и автобусы, и маршрутки, нужно это сделать, чтобы у пассажира был выбор», – заявил он. По словам депутата, сам рынок определяет, где нужны маршрутки: там, где нет спроса, предприниматели просто не станут работать.