Сергей Постоловский, и.о. министра транспорта Пермского края, рассказал депутатам Законодательного собрания о реализации проекта транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на базе железнодорожного вокзала Пермь II.
Он предполагает создание многофункционального интермодального пересадочного узла с новым автовокзалом, гостиничного комплекса, перехватывающих парковок, торгово-развлекательного комплекса и бизнес-центра. Кроме того, ОАО «РЖД» реконструирует железнодорожные пути и платформы в районе станции Пермь II. Регионом дополнительно обеспечивается строительство современной шестиполосной магистрали – ул. Строителей. Для реализации проекта создана специальная проектная организация – ОАО «РВ-Пермь», в уставный капитал которой внесено из бюджета Пермского края 150 млн рублей. За счет средств «РВ-Пермь» предполагается разработать проектно-сметную документацию. А для строительства объектов ТПУ планируется привлечь средства инвестора.
Сергей Постоловский рассказал, что для проектирования объектов ТПУ между Дирекцией железнодорожных вокзалов – филиал РЖД и ОАО «РВ-Пермь» заключен договор субаренды частей земельных участков в полосе отвода железной дороги общей площадью 92 тыс. кв. метров. Найден инвестор – 16 января 2016 года подписан протокол о намерениях с ООО «Трансстройм». Эта компания рекомендована РЖД. После прошел ряд совещаний с участием Дирекции железнодорожных вокзалов и «Трасстройм», в ходе которых принято решение о вхождении инвестора в уставный капитал «РВ-Пермь» от лица РЖД. В связи с этим в марте принято решение о размещении дополнительных акций «РВ-Пермь» в пользу «Трансстройм» на сумму 150 млн рублей. По данным на ноябрь инвестор выкупил акций на сумму 100 тыс. рублей. По словам и.о. министра, планируется дальнейшее увеличение уставного каптала этим путем. График выкупа акций будет соответствовать этап проведения проектных работ.
Ведется оформление прав на участок товарного двора площадью 130 тыс. кв. метров. Его передадут в субаренду «РВ-Пермь» для реализации проекта ТПУ. Оформить права на единый участок товарного двора рассчитывают до конца 2016 года. Инвестором разработана «дорожная карта» проекта. До конца ноября ее должны утвердить все заинтересованные стороны – краевое правительство, администрация Перми, РЖД и «Трансстройм», а затем – губернатор Виктор Басаргин. Кроме того, «Трансстройм» подготовил проект концепции зоны ТПУ, который предполагает строительство единого вокзального комплекса с плоскостными и многоярусными паркингами, объектами общественно-делового и коммерческого назначения, а также разворотной площадки для автобусов и остановочных комплексов.
О ситуации с земельным участком подробнее рассказал и.о. руководителя ТУ Росимущества в Пермском крае Денис Молодых. «7 ноября в Теруправление поступило поручение центрального аппарата Росимущества – до конца этой недели будет оформлено соответствующее распоряжение, и участок товарного двора поставлен на кадастровый учет. В соответствии с постановлением правительства РФ этот участок может быть передан только под нужды РЖД. Мы сейчас не говорим о компаниях «РВ-Пермь», инвесторах – это территория ОАО «РЖД», и в дальнейшем именно оно будет решать ее судьбу», – заявил он. Отвечая на вопросы депутатов, г-н Молодых добавил, что этот участок и ранее оставался за РЖД. Вопрос был в бюрократической машине, которая рассматривала ситуацию со всех сторон. Прийти к решению, как показала практика, можно за один месяц, добавил он.
Напомним, решение о вовлечении территории бывшего грузового двора в районе Перми II в проект реконструкции и отведение ее под коммерческую застройку принято в 2014 году. Тогда же министерство транспорта и связи Пермского края приобрело акции ОАО «РВ-Пермь» на сумму 150 млн рублей. 28 января 2014 года акции зачислены на лицевой счет министерства в реестре акционеров компании. Ранее, в ноябре 2013 года, специалисты компании «РВ-Пермь» представили концепт нового вокзала. Он планировался пятиэтажным с двухуровневой подземной парковкой. Проектные работы намеревались завершить до конца 2014 года, но срок постоянно сдвигался как раз из-за споров вокруг участка товарного двора.
Депутат Илья Шулькин поинтересовался, в какие сроки инвестор выкупит всю допэмиссию, и какая доля останется у Пермского края после этого. Сергей Постоловский назвал срок – конец мая 2017 года – и уточнил, что акции разделятся между краем и инвестором поровну. «Что получит «РВ-Пермь» после реализации проекта?» – спросил г-н Шулькин. «У Пермского края будет автовокзал в составе ТПУ, а также часть помещений, предполагающих совместное использование, а именно зал ожидания», – проинформировал г-н Постоловский. Следующий вопрос депутата – какую часть общей площади ТПУ займут коммерческие объекты – пока остался без ответа. Это будет определено в проектной документации, пояснил г-н Постоловский.
«Смотреть на это можно по-разному, но если за 150 млн рублей край получит несколько стульев в зале ожидания, возникает вопрос относительно эффективности траты средств», – ответил депутат. Илья Шулькин также описал свое видение судьбы денег, внесенных краевыми властями в уставный капитал «РВ-Пермь». «Думаю, они лежат на депозите, и кто-то зарабатывает примерно по 15 млн в год. А если они не на депозите, это еще хуже: значит, кто-то уже заработал в 2014 году», – предположил г-н Шулькин.
К вопросу о проекте ТПУ члены комитета по промышленности, экономической политике и налогам вернутся в феврале 2017 года. Тогда же Контрольно-счетная палата Пермского края должна представить отчет об эффективности расходования бюджетных средств, внесенных в уставный капитал ОАО «РВ-Пермь».