Проблемы с внедрением электронных льготных проездных обсудили на площадке регионального ОНФ. Общественники вступились за студентов, которые протестуют против введения лимита в 90 поездок в месяц, и пришли к выводу, что раз внедрения «электронного билета» в Перми ждут больше пяти лет, еще пара месяцев погоды не сделает.
Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Илья Денисов рассказал, что в январе перевозчики подали заявки на подключение к системе электронных льготных проездных около 150 валидаторов (устройств для работы с пластиковыми проездными). Сейчас они установлены приблизительно в 50 автобусов. Еще 800 автобусов будут подключать по мере поступления новых обращений. Трамваи и троллейбусы оснастят этим оборудованием не раньше, чем через месяц. Сейчас «Пермгорэлектотранс» готовится объявить аукцион на закупку валидаторов. Процедура займет 30-40 дней.
Что касается лимита в 90 поездок поездок по льготным проездным, г-н Денисов пояснил, это количество рассчитано, исходя из статистических данных, а его увеличение приведет к росту расходов на компенсацию перевозчикам за перевозку льготников.
Студенты вузов, председатель профсоюзной организации ПГПУ Ирина Колесова и директор Пермского педагогического колледжа №1 Станислав Красных озвучили пожелания учащихся. Первое сводится к тому, чтобы увеличить лимит до 120 поездок или дать льготникам докупать нужное количество, пополняя баланс проездного. В доказательство того, что нынешнего лимита недостаточно они предоставили собственную аналитику. По этим данным, студенты пользуются общественным транспортом в среднем 4-5 раз в день. Самые большие потребности в передвижении у будущих медиков. Например, студент ПГМУ 5 курса совершает 27 поездок за неделю только между учебными корпусами и клиническими базами, – посчитал один из выступающих.
Еще одно предложение – продавать проездные при предъявлении студенческого билета, вне зависимости от прописки, как это было до нововведения. Сейчас иногородним студентам в выдаче проездных отказывают, хотя в нормативной базе ничего не поменялось. Объяснить этот парадокс участники совещания не смогли.
Илья Денисов рассказал, что департамент в курсе инициатив и «оцифровал» их, переведя в денежный эквивалент. С учетом этого формируется предложение, которое администрация представит на круглом столе с участием депутатов и общественности. Мероприятие запланировано на 16 февраля. Ранее представители городской администрации уже обещали рассмотреть возможность введения нескольких типов проездных – на 60, 90 и 120 поездок. Сделать это предполагается по итогам мониторинга количества поездок по электронным карточкам. Однако эксперты выразили сомнения в том, что 50 подключенных на сегодняшний день валидаторов дадут объективную картину.
«Почему эксперименты проводятся на живых людях? Что мешало ввести перевести проездные в электронный вид без введения лимита, обеспечить всех перевозчиков валидаторами, получить достоверную информацию о количестве льготных поездок, обсудить это со студенческим сообществом и только потом рассчитать лимит?», – задал вопрос Геннадий Сандырев, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае.
Он отметил, что по итогам заседания ОНФ направит в адрес главы администрации Дмитрия Самойлова предложение приостановить действие решения о лимите поездок до урегулирования озвученных проблем. Г-н Сандырев добавил, что мэрия изначально поступила неверно, рассчитав потребности льготных категорий граждан, исходя из имеющихся в бюджете средств, а не наоборот. Администрация Перми здесь не доработала. Надо было проанализировать нужды льготников, а потом, если денег в бюджете недостаточно, либо корректировать его, либо попросить региональные средства», – подытожил он.
Ирина Колесова попыталась выяснить, когда система учета заработает в полном объеме, чтобы администрация смогла получить объективные данные о количестве поездок по льготным проездным. Илью Денисова вопрос удивил: «Студентам что плохо, от того что поездки не учитываются? Пользуйтесь моментом, пока есть возможность», – пошутил он. В заключение он предупредил, что в первую очередь к системе подключаться именно те перевозчики, которые обслуживают маршруты, популярные у студентов. Поскольку им важно получать субсидии за перевозку региональных льготников. Среди таких маршрутов, например, № 3, 41, 60.