В минувшую пятницу состоялась встреча руководства Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, представителей краевого правительства и архитекторов, на которой обсуждались вопросы, связанные со строительством нового здания театра.
В дискуссии участвовали почетные архитекторы России Виктор Воженников, Сергей Заколодкин, Геннадий Игошин, Игорь Луговой, Владимир Высочанский, Виктор Тарасенко, а также представитель департамента градостроительства Перми Дмитрий Лапшин и директор оперного театра Галина Полушкина. Председателем встречи стал вице-премьер краевого правительства Владимир Рыбакин.
«Обсудили возможные площадки строительства новой сцены, сегодня их три: в микрорайоне Разгуляй, на территории бывшей кондитерской фабрики на ул. Петропавловской, на эспланаде (участок, где сейчас находится ледовый городок). От варианта возведения пристроя к существующему зданию театра решено было отказаться», – рассказал об итогах встречи Виктор Воженников.
По мнению экспертов, строительство пристроя может повредить объект культурного наследия – старое здание театра надо разобрать более чем на 30%. Также из-за серьезной реконструкции театр пришлось бы закрыть на длительный неопределенный срок.
Галина Кокоулина, и.о. министра культуры Пермского края:
– Рассмотрим все проекты, выслушаем все мнения и определим направление движения: пристрой к театру или отдельно стоящее здание. Неплохой вариант — самостоятельное здание в Разгуляе. Компромисс нужно найти. В любом случае, будут учтены все условиях, чтобы новое здание соответствовало первоначальному техзаданию.
В ходе встречи собравшиеся определились с конфигурацией проекта. Приоритетным решением последнего времени стал проект «КБ высотных и подземных сооружений» из Санкт-Петербурга. Проектировщик доработает вариант театра в Верхней Пышме (Свердловская область). «Изначально он предусматривался как универсальный театрально-концертный комплекс. Проектировщик должен снивелировать его универсальность. Учитываются желания пермской труппы. Сцена будет увеличена до нормативных требований, она станет такой, какая необходима театру опера и балета, а не концертно-театральному комплексу», – пояснил Виктор Воженников.
Однако руководство оперного театра отрицательно относится к варианту строительства новой сцены в микрорайоне Разгуляй и активно поддерживает проект, при котором здание театра должно появиться на эспланаде. «В Разгуляе новый зал нужных габаритов не будет смотреться, окружающая территория требует реконструкции, ее нужно облагородить. Однако при развитии проекта на эспланаде можно забыть о работе, проделанной в этом направлении за последние пять лет, кроме того, существует масса технических сложностей. Будет нужен новый проект, необходима смена зонирования участка и т.д.», – считают источники, знакомые с ситуацией.
Сторонники варианта размещения оперного театра в центре города полагают, что реализация проекта позволит создать в Перми своеобразную «культурную зону», добавит территории завершающий композиционный штрих. Здание нового театра встанет напротив драматического театра, далее находятся органный зал и КДЦ.
Во время обсуждения стороны не смогли прийти к единому мнению, сомнения участников дискуссии вызывали все рассматриваемые площадки. Обсуждение вопроса возведения новой сцены театра будет продолжено на следующей неделе.
В тот же день генеральный менеджер Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского Марк де Мони сделал заявление, которое резко повысило градус обсуждения. На дискуссии «Есть ли жизнь за МКАДом?», проходившей в рамках фестиваля «Золотая маска», он высказался против решений по строительству новой сцены театра, предложенных краевым правительством. «Рассматриваемый вариант не соответствует тому, что нужно театру. Это обсуждение – пример того, что политическая воля может быть вредной», – резюмировал он.
Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис и вовсе пообещал уехать из Перми, если у театра не появится новая сцена. «Если у театра не будет обещанной новой сцены, я покину этот город. Буду жить где-нибудь в Исландии, например», – заявил г-н Курентзис .
«Я здесь не из-за городских пейзажей, а чтобы творить и оставить после себя что-нибудь хорошее для будущих поколений. Если этого не произойдет, я не буду здесь заниматься туризмом или деньги зарабатывать. Мне это не нужно, я небогатый человек и никогда им не стану», – объяснил художественный руководитель оперного театра.
Компании «КБ высотных и подземных сооружений», которая подготовило проектную и рабочую документацию по театру, работу не оплатили, и организация подала в суд. Почти год спустя краевое правительство и конструкторское бюро пришли к мировому соглашению: компании заплатят 232,5 млн основного долга, а она доработает проектную документацию и подготовит новую для строительства театрально-концертного комплекса. В конце минувшего года городская комиссия по землепользованию и застройке рассмотрела заявление ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» (УКС) об установлении единой зоны и снятии ограничений по высоте строительства для территории в Разгуляе. Речь шла о трех участках площадью 5,7 тыс., 1,9 тыс. и 6,2 тыс. кв. м. Последний из них – сквер, где установлен памятник основателю Перми Василию Татищеву. Для всех участков УКС попросил установить единую зону обслуживания и деловой активности городского центра (Ц-1) и снять ограничение по высоте застройки 20 м, установленное для центральной части Перми. Это необходимо для дальнейшего формирования единого участка под проектирование и строительство театрально-концертного комплекса. Рассмотрение заявления было отложено.