Город
  1. Город
 27 февраля 2017, 07:15  

Партнерские миллиарды

Партнерские миллиарды
Аквацентр, спортивная арена, третий мост, дороги, трамвайные пути – эти и другие объекты в Перми предлагают построить в рамках государственно-частного партнерства. О сроках и этапах пока речи не идет

Председатель комитета Пермской городской думы по инвестициям Сергей Богуславский рассказал депутатам, какие объекты в Перми можно построить в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). «Мы много говорим о том, что у Перми бездефицитный бюджет, но я считаю, что дефицитом можно грамотно управлять, как минимум, по двум направлениям ­расходов. Первое – на предоставление муниципальных гарантий по инвестиционным проектам. Если проект окупаемый, то гарантийной выплаты не понадобится, и в конечном счете, исполнение бюджета все равно будет бездефицитным. Второе – целевое финансирование проектов, которые принесут налоговый, арендный и т.д. эффект, который в перспективе покроет понесенные городом затраты», – аргументировал он. Депутат пояснил, как проекты ГЧП реализуются в разных сферах.

Партнерские миллиарды

Расселение ветхого и аварийного жилья.

Увеличить темпы расселения аварийного жилья в Перми, по словам Сергея Богуславского, можно с помощью создания механизма для финансирования предстроительной фазы проекта. «Если говорить о развитии застроенных территорий, то у нас такого рода договоры заключаются по номинальной цене – участок под строительство 100 тыс. кв. метров нового жилья отдают за 50, 100, 200 млн рублей. На строительство требуется, допустим, 4 млрд рублей, еще 1,5-2 млрд рублей необходимо на расселение. При этом банки начинают финансировать застройщика только на стадии котлована. А этап расселения и подготовки к строительству, который занимает около двух лет, инвестор вынужден проводить на собственные оборотные средства», – описал он проблему.

Решить ее возможно путем создания городского оператора (наподобие Корпорации развития Пермского края), которому бы «Внешэкономбанк» выдавал займы на расселение жилья и подготовку проекта под гарантию городской администрации. «Создание такого механизма позволит увеличить объем расселения аварийного жилья в два-четыре раза, также комплексно подходить к развитию территорий», – уверен г-н Богуславский. При проведении конкурса на развитие застроенных территорий одним из условий может быть софинансирование из бюджета в части организации дорожной и социальной инфраструктуры.

Партнерские миллиарды

Школы, детские сады.

Применительно к строительству школ ГЧП работает следующим образом: администрация готовит техническое задание с указанием необходимой площади объекта, количества обучающихся и др., и предоставляет участок инвестору на конкурсной основе, а затем выкупает объект в течение нескольких лет после его ввода в эксплуатацию. По словам Сергея Богуславского, при таком формате взаимодействия выиграет не только город, но и застройщики: они будут уверены в том, что объект, который они построят, выкупят. «Это повысит конкуренцию, и приведет к снижению стоимости работ», – считает депутат.

Таким же образом можно строить и другие социальные объекты – детские сады, рекреационные объекты, спортивные комплексы, в том числе, школьные стадионы с одновременной организацией парковочного пространства (программа «Двор без машин»). Во всех случаях речь идет о том, что объект, построенный в рамках ГЧП, передается в собственность муниципалитета.

Газ, тепло, вода, свет.

Следующая группа объектов ГЧП отличается тем, что результаты партнерства остаются в собственности инвестора. Это, например, сети водоснабжения, газоснабжения и т.д. «На коммунальную инфраструктуру мы тратим ежегодно порядка 400 млн рублей. На строительство котельной на станции Южной в бюджете заложено 37 млн рублей, хотя это бизнес в чистом виде. Теплоснабжающая организация в виде платежей получит средства, которые окупят расходы на строительство», – рассказывает Сергей Богуславский.

Партнерские миллиарды

Аквацентр.

Под аквацентром понимается строительство аквапарка, бассейна, дополнительной досуговой инфраструктуры и гостиницы. По мнению г-на Богуславского, такой центр лучше разместить в центре Перми. Например, на месте стадиона «Юность». Но, по словам депутата, в ходе обсуждения проекта с администрацией высказывались и другие мнения. Как известно, сейчас власти планируют возвести аквапарк в Орджоникидзевском районе.

Дворец игровых видов спорта.

Сергей Богуславский рассказал, что Российская федерация баскетбола (РФБ) планирует подать заявку на проведение в России матчей финальной части чемпионата мира по баскетболу в 2023 году. Игры группового этапа или стадии плей-офф РФБ готова провести в Перми. Однако сейчас в городе нет площадок, подходящих для мероприятий такого уровня. Участие в проведении чемпионата мира дает возможность для привлечения федеральных средств, – отметил депутат. Федеральная доля финансирования составляет 50%. Стоимость дворца спорта, который также может быть использован в качестве концертного зала на 8 тысяч мест – порядка 1,8 млрд рублей. Кроме того, проектом может быть предусмотрено строительство коммерческой инфраструктуры для последующего финансирования спортивных команд Перми. Готовый объект предлагается передать в управление оператору, который сможет обеспечить максимальную загрузку дворца мероприятиями.

Ранее для строительства дворца спорта рассматривалось две площадки – «Юность» и «Энергия».

В разговоре с корреспондентом Business Class Сергей Богуславский отметил, что в случае проведения чемпионата мира по баскетболу в России, часть игр почти 100% пройдут в Перми. «Мы можем и «Молот» заявить, но его инфраструктура настолько устарела, что проводить такого уровня мероприятия достаточно сложно. При условии федерального софинансирования проще построить новый объект», – рассказал он.

Партнерские миллиарды

Дороги, третий мост.

Еще одно предложение депутата – переход от существующих контрактов на содержание дорожных объектов к контрактам жизненного цикла сроком пять­ – десять лет. По мнению г-на Богуславского, это даст оператору возможность «в длинную» финансировать приобретение дорожной техники, осваивать новые технологии и т.д. Строительство крупных дорожных объектов предлагается вести в рамках концессионных соглашений. Таким образом могут быть реализованы проекты возведения ул. Строителей и третьего моста через Каму.

«Улица Строителей рассматривается, в том числе, и как платная. Эта магистраль имеет альтернативу в виде шоссе Космонавтов. Она подходит под требования законодательства о концессионных соглашениях. Но у администрации нет однозначного видения по этому поводу. На мой взгляд, это вопрос «математический». Если прогнозируемый сбор платы за проезд минимален по сравнению с общей стоимостью объекта и, соответственно, мала доля частного финансирования, то концессия не нужна. Если мы понимаем, что внебюджетные средства покрывают значительную часть расходов – другое дело», – рассказал «bc» Сергей Богуславский.

Он добавил, что все перечисленные проекты, по сути, одинаковы. В каждом случае надо понять, сколько стоит объект, и сколько частных средств можно привлечь. В зависимости от этого выбирать между механизмами ГЧП или муниципальным финансированием. Заниматься этими расчетами должна компетентная структура внутри администрации Перми или вне ее – как Корпорация развития.

Партнерские миллиарды

Городская электричка и трамвайные пути.

Г-н Богуславский рассказал подробности о проекте городской электрички. По его словам, мощная предпосылка для создания такого вида транспорта в Перми – разветвленная сеть железнодорожных путей на территории города. «Полностью охвачены центр, Мотовилиха, Левшино, есть ветка с выходом на Фролы, промышленный узел в Осенцах и в перспективе пути к новому аэропорту. Железная дорога готова предоставить современный подвижной состав и обеспечить 15-20 минутный интервал движения поездов. От города нужно три вещи. Благоустроить подходы к железнодорожным платформам, изменить сеть общественного транспорта, чтобы она обеспечивала подвоз к основным остановкам электрички (Пермь I и II, площадь 1905 года, Левшино, Курья) и включить электричку в систему оплаты проезда», – пояснил депутат.

Последнее условие предполагает создание аналога московского билета «90 минут», который действовал бы на всех видах транспорта, включая городскую электричку. Среди плюсов проекта Сергей Богуславский назвал оптимизацию автобусных маршрутов (не будет необходимости в слишком длинных рейсах). Кроме того, вырастет стоимость земли, например, во Фролах, так как улучшится качество жизни. «Я не вижу минусов в проекте городской электрички, – признался он. Сейчас нужно наладить диалог между администрацией и «РЖД» по этому вопросу. Будет создана специальная рабочая группа», – рассказал депутат. Он предположил, что тема близка новому главе региона Максиму Решетникову, так в прежней должности он занимался, в частности, проектом московской окружной железной дороги.

В разговоре с «bc» г-н Богуславский отметил, что городская электричка отчасти решит и те задачи, которые возлагаются на третий мост: «Допустим, мы построим мост с выходом на площадь 1905 года. Разгрузим транспортные потоки только на «КамГЭС» и в Заозерье, проблему выезда из Закамска это не решит. А стоимость моста вместе с подъездными дорогами – порядка 15 млрд рублей. Городская электричка гораздо более дешевое решение проблем с пробками: это альтернативный способ добраться в центр из отдаленных районов». По его словам, первый этап предполагает запуск городской электрички – от «Верхней Курьи» до «Левшино», так как на этом участке самый большой пассажиропоток. Второй этап – от «Левшино» продлить до Новых Лядов.

По мнению депутата, возможен также перевод в концессию инфраструктуры городского электротранспорта. «В Екатеринбурге новую ветку метро запустили в рамках соглашение ГЧП с застройщиком района «Академический». В Перми аналогично можно развивать сеть трамвайных путей. Например, продление путей от «ВРЗ» до жилого комплекса «Грибоедовский» повысило бы привлекательность этого жилья. Я думаю, это можно было сделать в рамках соглашения с администрацией, «скинулись» бы 50/50», – пояснил он «bc».

Члены думского комитета по инвестициям приняли информацию к сведению. Далее проекты будут прорабатываться, в том числе, и на этой площадке. По словам Сергея Богуславского, с его предложениями знакомы глава администрации Перми и председатель гордумы. «В какой-то мере это наше общее видение», – отметил он.

Все новости компаний