30 октября 2017, 16:27   704

Сказка о большой любви

Сказка о большой любви
О том, где надо встречать 100-летие русской революции и зачем в Театре-Театре живут гуси, рассказал его художественный руководитель Борис Мильграм.

Борис Леонидович, 7 ноября мир отметит 100-летие русской революции. Вы готовы?

– Да, мы подготовили специальную программу «Октябрьский переворот. 100 лет спустя…». Она включает встречи, кинопоказы, лекции, спектакли и вернисаж. В течение четырех дней с 4 по 7 ноября в Театре-Театре будут собираться зрители, историки, журналисты, артисты и искать ответы на главные вопросы истории: что это было? И что было бы, если бы этого не было? В программе два спектакля: моноспектакль Альберта Макарова по пьесе Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя» и мюзикл «Доктор Живаго».К нам приедет автор мюзикла, известный российский композитор Александр Журбин и проведет встречу со зрителями. В фойе «Сцены-Молот» развернется выставка поздравительных открыток ко Дню Великого Октября.

У вас в афише –тоже революция. В новом сезоне театр покажет рок-оперу, мюзикл и народную оперу. Театр-Театр решил сменить курс?

– Нет, это не новая репертуарная политика, получилось все случайно. Я как режиссер созрел для того, чтобы сделать большой мюзикл на материале известной сказки Гауфа «Карлик Нос». Одновременно Майкл Хант привез договоренности с офисом Эндрю Ллойда Уэббера о предоставлении нам прав на постановку «Иисус Христос – суперзвезда», причем бесплатно. Конечно, этим надо было воспользоваться. Молодой завлит нашего театра Илья Губин написал сценарий «Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина, и за постановку решил взяться Владимир Гурфинкель. Вот так все совпало.

Разумеется, мы никуда не уходим от драматических спектаклей и трудных тем. Только что у нас прошла премьера – спектакль в постановке Марата Гацалова «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева.

А как идет работа над вашим мюзиклом?

– Мне очень интересно освоить новый для меня жанр сказочного мюзикла в диснеевском стиле для детей и их родителей. Я задумал глобальную постановку в духе больших бродвейских мюзиклов, очень мощный и очень дорогой в постановке спектакль, так что предупреждаю – цены на билеты будут недетскими. На сцене будет много всего: артистов, костюмов, фокусов и превращений, цирковых трюков, музыки и магии. Совершенно чудесную музыку написала для спектакля известный российский композитор Лора Квинт.

Сказки, как правило, обладают одинаковой структурой, и среди них «Карлик Нос» это довольно странная история. Вы не находите?

– Да, и прежде всего потому, что в ней нет ярко выраженной назидательности.

Наш спектакль разделен на две смысловые части, но от сюжета сказки мы не отходим и ничего не осовремениваем.

Первая часть – это превращения и преображения. Как мир превращается в уродство, почему это происходит? Этот мальчик Якоб, главный герой сказки, до такой степени влюблен в себя, что во всеуслышание заявляет: «Лучше стану уродом». И тут же, как реакция на его слова, появляется ведьма Крейтервейс. А дальше начинаются превращения, но для Якоба, они не страшные, а необычайно привлекательные и даже сладостные. Это как компьютер: заглянул в социальные сети – и все, затянуло. Или как наркотики: попробовал – и выбраться оттуда уже нельзя, и сам уже не понимаешь, что стал уродом. В замке Крейтервейс поначалу Якоба все веселят и развлекают, постепенно все сменяется гипнотическими действиями. И когда он просыпается, то даже не понимает, что прошло 7 лет и сам он превратился в маленького уродливого карлика.

Якоб бежит на рыночную площадь, там все оскудело, и люди, которые так любили его за красоту, были так добры, вдруг превращаются в толпу озлобленных злодеев. Они преследуют карлика-урода, вымещая на нем свою злость, зависть и ненависть.

Значит, вторая часть спектакля по контрасту будет счастливая?

– Нет, она скорее будет трагическая. Карлик Нос должен освоить новую жизнь: принять себя уродливого и научиться с этим жить. Ему удается стать главным поваром герцога, стать богатым, но при этом он остается уродом.

Дальше он покупает на рынке гусыню Грету – принцессу, заколдованную той же Крейтервейс, и вскоре вновь становится изгоем. Из этой ситуации надо выбираться, у них появляется надежда на избавление от злых чар.

И тут колдунья Крейтервейс проявляется как Абсолютное Зло, которое обратно не возвращает никого и никогда.

У Карлика Носа и Греты отбирают последнюю надежду, но они уже чувствуют, что жить не могут друг без друга, возникло чувство, которое называется любовью. И они принимают эту жестокую действительность, в которой они навсегда останутся такими. Но у них появилось нечто большее – их любовь, она дает силы жить и принять все. И в этот самый момент они возвращаются в человеческий облик. Любовь разрушает Зло, колдунья Крейтервейс рассыпается в прах. В общем, все будет хорошо, это все-таки сказка.

Дети увидят красочную сказку, а что найдут для себя взрослые?

– Веру в то, что как бы ни была жизнь чудовищна и несправедлива, в ней всегда можно найти место для себя. А после найти второй шанс для жизни, сделав неимоверное усилие и направив его не внутрь себя, а на любовь к другому человеку, к жизни, к Богу. В общем, это перекликается со словами персонажа из нашего премьерного спектакля «Пьяные», который говорит: «Хватит любить себя! Полюбите уже кого-нибудь другого!»

Но в сказках наказание и испытание всегда бывает за провинность. В чем провинился Якоб? Только в том, что был красивым?

– Если говорить о сказке Гауфа, то Якоб был груб со старой женщиной, покупавшей овощи, а она оказалась колдуньей. В немецких сказках за грубость всегда полагается очень сильное наказание. Мы – немного другие по менталитету, за грубость не наказываем, а вот за бахвальство, за гордыню – это да. В нашей пьесе мы немного дописали этот момент, когда Якоб бахвалится своей красотой.

Кто из артистов будет занят в спектакле?

– Главные роли исполняют ведущие артисты Театра-Театра. В роли Карлика Носа выступят Марат Мударисов и Александр Уманчук, роль Якоба репетируют Сергей Шишкин, Ярослав Лекомцев, Захар Паздников и Кирилл Пяткин. Коварную и одновременно обольстительную Крейтервейс сыграют Наталья Макарова, Ольга Пудова и Ксения Симонова. Образ Чародея Веттербока, отца Греты, создадут Андрей Дюженков и Альберт Макаров. Кроме того, в спектакле будут заняты артисты из стажерской труппы и детский хор музыкального театра «Орфей».

А кто будет играть романтическую героиню – гусыню Грету?

– Будет играть настоящая живая гусыня, ее мы завели специально для этого спектакля. Честно сказать, мы до конца не уверены, что это девочка, возможно, это не гусыня, а гусь. На всякий случай назвали мужским именем. У нас ведь в театре уже живет один гусь, он занят в спектакле «Поминальная молитва». Теперь их стало двое: Дениска и Григорий.

К нам из Москвы приезжает Евгений Майхровский – знаменитый Клоун Май, занимается с ними и учит нас работать с птицами.

По роли Гусыне Грете надо играть, петь и у нас все именно так и будет. Приходите, все увидите сами.

Все новости компаний