Автосервисы в Перми столкнулись со скачком спроса на услуги в начале весны, летом ситуация стабилизировалась, но цены на запчасти и сроки их доставки уменьшить так и не удалось. Проблемные оригинальные материалы и детали, по словам экспертов, уже приходится заменять аналогами. Особняком стоят китайские бренды – они не испытывают сложностей с доступностью запчастей в России.
Заместитель директора по послепродажному обслуживанию «Сатурн-Р-Авто» Дмитрий Беляев рассказывает, что российский автобизнес в этом году испытал новый шок, не успев в полной мере оправиться от последствий пандемии. По его словам, после начала специальной военной операции рынок сервисных услуг отреагировал молниеносно – в конце февраля, марте и начале апреля СТО работали в авральном режиме.
«Клиенты, опасаясь смутных времен, активно приезжали в сервис на ремонт и обслуживание, скупали запасные части и расходные материалы впрок», – вспоминает Дмитрий Беляев.
Он добавляет, что на сегодняшний день спрос на услуги сервиса более-менее стабилизировался на уровне прошлого года.
Константин Бабиян, исполнительный директор официального дилера BMW «Автомобили Баварии», отмечает похожую тенденцию. Он рассказывает, что в начале весны был небольшой приток клиентов, но поскольку большинство ремонтов и техническое обслуживание не сделаешь заранее, больших колебаний спроса не случилось.
Генеральный директор авторынка «Камская долина» Юрий Оборин считает, что сейчас у автосервисов есть повод для радости: люди стали покупать гораздо меньше новых машин из-за сильного роста цен на них.
«На авторынке сейчас продаются в основном недорогие подержанные машины с ценой около 150 тыс. рублей. Следовательно, люди чаще нуждаются в ремонте авто, поэтому нагрузка на сервисы выросла», – объясняет он.
Дмитрий Беляев рассказывает, что введенные санкции больно ударили по дилерским станциям прежде всего из-за отсутствия стабильных поставок запчастей. По большинству иностранных брендов официальные поставки запчастей и расходников в Россию остановлены, напоминает он. В основном импортеры европейских и азиатских брендов работают на остатках, завезенных в начале года по весьма высоким ценам.
Константин Бабиян отмечает, что все оригинальные комплектующие сейчас удается привезти.
«Есть позиции, сроки доставки по которым увеличились, однако, чтобы деталь невозможно было привезти совсем, такого нет. Да, безусловно, цены выросли, но, по нашему опыту, у официальных дилеров рост менее заметен. Сложилась уникальная ситуация, когда клиенты могут приобрести оригинальные запчасти и дешевле, и с гарантией», – делится Константин Бабиян.
По наблюдениям Дмитрия Беляева, цены поставщиков выросли на 30-80 %, а сроки доставки увеличились до четырех месяцев. Для поставок оригинальных запасных частей, которые не имеют в своем роде никаких аналогов, приходится искать новые возможности, но часть позиций, таких как крупные агрегаты, электроника, кузовные детали, пока находятся в дефиците. Г-н Беляев добавляет, что для сохранения приемлемых цен и обеспечения наличия расходных материалов и деталей для технического обслуживания ведется активная работа по переходу на аналоги, так называемый «неоригинал».
Константин Бабиян рассказывает, что в компании «Автомобили Баварии» сейчас предпочитают жертвовать скоростью доставки, но не рассматривают замену на аналоги. Он подчеркивает, что качество напрямую влияет на срок службы детали, агрегата, а зачастую и на безопасность водителя.
Юрий Оборин отмечает, что из-за сложностей с логистикой «встрепенулся» Китай. По словам директора авторынка «Камская долина», многие сервисы сейчас перестраиваются на поставки оттуда, но логистика еще не отлажена.
«Вырос оборот у тех, кто занимается разбором битых и старых автомобилей. В условиях, когда с новыми запчастями возникают проблемы – их приходится очень долго ждать, растут цены, попадается контрафакт, – люди переходят на подержанные», – говорит Юрий Оборин.
Замдиректора по послепродажному обслуживанию «Сатурн-Р-Авто» Дмитрий Беляев рассказывает, что в нынешней ситуации особняком стоят китайские бренды. Например, клиенты Haval и Chery сейчас не испытывают неудобств с доступностью запасных частей. Отечественный бренд Lada, по словам Дмитрия Беляева, также стабилизировал поставки по большинству позиций.
Константин Бабиян считает, что в будущем вряд ли стоит ожидать роста спроса на сервис – периодически обслуживать и ремонтировать нужно и старые, и новые автомобили. В то же время при дефиците новых машин свежие авто будут встречаться в сервисах реже, а возрастных станет больше. «Стоит отметить, что даже с ограничением по поставке автомобилей стоимостью в 50 тыс. евро в Россию получается ввозить неплохие трехлетние премиальные автомобили с небольшим пробегом, не говоря о других сегментах», – дополняет Константин Бабиян.
Дмитрий Беляев предполагает, что будут активно использоваться технологии восстановительного ремонта двигателей, коробки передач, агрегатов, электроники. В то же время в том или ином виде будут восстанавливаться поставки запчастей.
«Ситуация с сервисами может стабилизироваться через полгода-год, если вырастет количество новых машин из Китая или, например, Ирана. Но пока парк будет только стареть, хотя еще несколько лет назад он был самым молодым в Европе», – прогнозирует Юрий Оборин.
Даже при самом худшем варианте развития событий есть возможность работать, считает Константин Бабиян. «Запчасти можно привозить с помощью параллельного импорта, пользоваться пока еще свежим диагностическим оборудованием, а в перспективе тем же путем заменить и его», – рассуждает он.