Не на связи

На минувшей неделе на коммутаторе сотового оператора Utel произошел сбой, в результате чего абоненты компании в Перми и в ряде районов остались без сотовой связи. Убытки понесли все, в том числе и абоненты.
На минувшей неделе на коммутаторе сотового оператора Utel произошел сбой, в результате чего абоненты компании в Перми и в ряде районов остались без сотовой связи. Убытки понесли все, в том числе и абоненты.

31 мая в коммутационном оборудовании компании Utel произошел сбой, приведший к тому, что около миллиона абонентов в Пермском крае на несколько часов полностью лишились сотовой связи.
 
Уникальные причины. Как сообщил директор межрегионального филиала сотовой связи ОАО «Уралсвязьинформ» Андрей Кузнецов, причиной сбоя стали неполадки в программном обеспечении коммутатора, разработанного корейской компанией Huawei. Неполадки возникли в 13 часов 47 минут, и в течение нескольких часов в Перми и в ряде районов Пермского края сотовая связь Utel была недоступна, так как абоненты лишились возможности быть зарегистрированными в сети. Причина сбоя была найдена только лишь через несколько часов, после чего к работе над устранением неполадок приступили не только сотрудники «Уралсвязьинформа», но и представители центрального офиса Huawei. Несмотря на это, окончательно исправить все неполадки компании удалось только к часу ночи первого июня.
Внештатную ситуацию уже успели окрестить как беспрецедентную не только участники сотового рынка региона, но и сами представители «Уралсвязьинформа». «Ситуация, когда рушится сеть сотового оператора, не единична. Однако сама причина сложившейся ситуации уникальна», — заявил Андрей Кузнецов.
Неполадки в системе обеспечения связи среди абонентов Utel привели к многоразовому увеличению количества попыток набора номера, в результате чего выросла загруженность сети. Это, по словам специалистов, лишь усугубило ситуацию и привело к осложнению в восстановлении нормальной работы сети. Как говорят представители «Уралсвязьинформа», из-за внештатной ситуации компания недополучила прибыль в размере от 1,5 до 3 млн рублей. Однако еще больший ущерб от остановки работы  U-tel, считают специалисты, может принести недовольство абонентов, лишенных связи почти на целый день и как следствие контакта с партнерами и клиентами.
 
Клиенты упокоятся. Недовольство многих клиентов переросло в решимость наказать оператора за возникшие неудобства. «Ко мне уже обращалось множество возмущенных клиентов U-tel, намеренных подать на компанию в суд. Отсутствие связи с бизнес-партнерами привело многих к убыткам, поэтому люди сейчас полны решимости взыскать упущенную прибыль с сотового оператора», — рассказал «bc» генеральный директор компании «Бизнес Консалт» Артем Шилков. Несмотря на большое количество недовольных сложившейся ситуацией, г-н Шилков считает, что ожидать вала судебных исков в отношении Utel не стоит: «Наше законодательство построено так, что доказать факт причинения убытков очень сложно, к тому же многое зависит от того, как составлены контракты с абонентами, от причины сложившейся ситуации: была ли то вина оператора, или все можно списать на форс-мажорные обстоятельства. Помимо этого, большинство разгневанных абонентов со временем успокоятся».
 
Можно ждать оттока. Внештатная ситуация, происшедшая с Utel, оказалась на руку его основным конкурентам — представителям так называемой «Большой тройки»: «Билайну», МТС и «Мегафону». Несмотря на это, участники сотового рынка отзываются о происшедшем очень сдержанно.
«Аварийные ситуации могут быть вызваны форс-мажорными обстоятельствами, погодными условиями, и от этого не застрахован ни один из операторов. При их возникновении важна быстрота устранения неполадок. Как показывает практика, клиенты с большим пониманием относятся к оператору, если информация о сложившейся ситуации оперативно доводится до их сведения», — заявила коммерческий директор Пермского отделения «МегаФон-Урал» Наталья Рябова.
Тем не менее практически все эксперты, в том числе и сами представители «Уралсвязьинформа», не отрицают перетока части абонентов на сторону представителей «большой тройки». В день, когда произошла внештатная ситуация, многие абоненты Utel воспользовались сим-картами других сотовых операторов, из-за чего последние зафиксировали значительное увеличение нагрузки на сети.
Александр Мельников, директор Пермского филиала «ВымпелКом» (марка «Билайн»):
— 31 мая количество звонков внутри сети «Билайн» выросло примерно в два раза. Обычно загрузка нашей сети не превышает 20 % от ее возможностей, а в этот день она достигла 40 %. 
 
Не столь глобально. Еще одним последствием неполадок коммутатора Utel могло стать снижение стоимости акций «Уралсвязьинформа», однако по наблюдениям специалистов никаких изменений на фондовом рынке авария не вызвала.
По словам начальника аналитического отдела ИК «Ермак» Виктора Тунева, инцидент можно считать локальным, так как ограничение связи произошло только в одном регионе. Эксперт считает, что к каким-либо последствиям это авария не должна привести.
Аналогичного мнения придерживается начальник аналитического отдела УК «Парма-Менеджмент» Дмитрий Тимофеев. В интервью «bc» г-н Тимофеев сообщил, что единичная внештатная ситуация большого предприятия не способна привести к значительным изменениям: «Капитализация компании составляет 2,4 миллиарда долларов, и на фоне этой цифры упущенная прибыль в 1,5–3 миллиона рублей незначительна. К тому же среди биржевых новостей сообщений об аварии не было».
Масштабность и беспрецедентность происшедшей аварии признают практически все собеседники «bc». При этом большинство опрошенных экспертов считают, что дальнейшая работа оператора во многом будет зависеть от действий самой компании. Топ-менеджмент «Уралсвязьинформа», принося извинения абонентам за доставленные неудобства, заявляет, что все неполадки устранены. Как сообщил Андрей Кузнецов, с большинством абонентов, предъявлявших претензии по поводу связи, «достигнуто понимание», а в настоящее время проводится проверка причин неполадок в коммутаторе. В случае если выяснится, что в этом есть вина Huawei, корейская компания будет должна возместить уральскому оператору недополученную прибыль. Параллельно с этим проверку  проводит Россвязьнадзор.