Без помех
Бурный рост рынка кабельного телевидения закончился. Появления новых игроков не ожидается, а местные операторы не ищут путей выхода из сложившейся ситуации.
Бурный рост рынка кабельного телевидения закончился. Появления новых игроков не ожидается, а местные операторы не ищут путей выхода из сложившейся ситуации.
На сегодняшний день пермский рынок кабельного телевидения вполне сформировался, считают аналитики. В Перми данная услуга, признают специалисты, востребована гораздо больше, чем во многих российских городах. При этом уже сейчас потребитель четко понимает, что он хочет получить от обслуживающего его оператора, а разнообразие предложений дает возможность выбора. По мнению руководителя отдела маркетинга компании «ЭР-Телеком» Елены Билле, «в Перми кабельное телевидение развито даже в большей степени, чем в Москве». Статистика компании показывает, что уровень проникновения операторов на рынок в городе составляет около 60 %.
Каждому свое. На сегодняшний день рынок в Пермском крае делят между собой три ведущих игрока: «ЭР-Телеком» (бренд «Диван-ТВ»), «Канал ВТ» и «Уралсвязьинформ». Состав лидеров сформировался около трех лет назад, с тех пор значительных изменений в расстановке сил не происходило. По аналитическим данным, основную долю рынка Перми делят между собой «ЭР-Телеком» и «Канал ВТ». Однако данные о доле влияния на рынок каждого из операторов в разных компаниях не совпадают. По словам руководителя отдела маркетинга компании «Уралсвязьинформ» Алексея Шепеля, у конкурентов число подключившихся к кабельному телевидению в совокупности составляет 120 тыс. абонентов. Начальник отдела маркетинга другого пермского оператора, «Канала ВТ», Игорь Маринин говорит, что «Канал ВТ» и «ЭР-Телеком» контролируют по 25 % рынка кабельного телевидения в городе. Соглашаются с аналитикой «Канала ВТ» и специалисты «ЭрТелекома», также утверждающие, что абонентами «Дивана-ТВ» на текущий момент являются около половины всех подключившихся. Несмотря на то что «Пермтелеком», под маркой которого «Уралсвязьинформ» подключал кабельное телевидение, один из первых вышел на рынок, этот оператор сегодня в Перми контролирует лишь 10 % рынка, ограничиваясь обслуживанием нескольких районов. Зато в пределах региона «Уралсвязьинформ» является почти полновластным хозяином и обслуживает 80 % абонентов. «В свое время мы сознательно отказались от конкурентной борьбы в пределах города и сосредоточили свои усилия на продвижении услуги на территории края», — пояснил Алексей Шепель. В целом услугами «Уралсвязьинформа» в Пермском крае, включая Пермь, пользуются граждане, проживающие в 60 тыс. квартир. На долю более мелких игроков, таких как компания «Пермтелеком», работающая сегодня самостоятельно, ТВС и др., приходится лишь незначительная часть, не более 10 % рынка. А охватившие наибольшее количество населения Перми «ЭР-Телеком» и «Канал ВТ», напротив, расширять абонентскую базу за счет привлечения аудитории края не планируют. По словам Игоря Маринина, проблема не только в больших затратах на прокладку кабеля, но и в более низкой, по сравнению со столицей региона, платежеспособности населения.
Расставили по местам. Значительной разницы в качестве обслуживания и стоимости услуг на текущий момент между ключевыми игроками практически нет. Абонентская плата за обслуживание клиента варьируется в пределах от 120 рублей у «Уралсвязьинформа» до 172 и 179 рублей у «Канала ВТ» и «Дивана-ВТ» соответственно. Различие между операторами заключается в технологии прокладки кабеля и наполнении телеканалами (контентом). Именно контент, по признанию самих игроков, имеет большое значение при выборе компании, подключающей к кабельному телевидению. За последние 3–4 года с введением новых технологий операторы плавно увеличили количество каналов в предлагаемом пакете с 20 до 40, а затем и до 60. На сегодняшний день «Диван-ВТ» включил в стандартный пакет 62 канала, «Канал ВТ» — 68, а «Уралсвязьинформ» предлагает своим абонентам в Перми 60 телеканалов. Однако, по признанию самих операторов пермского рынка, большинство их абонентов как правило ограничиваются 20 телеканалами, так что количество программ — скорее способ привлечения клиентов. Настоящим козырем местных игроков является наполнение заявленного количества каналов. «Мы сейчас делаем ставку на сервис и контент, — пояснил Игорь Маринин, — постоянно отслеживаем востребованность того u1080 или иного канала, низкорейтинговые программы меняем на более интересные». Аналогичное понимание требований клиентов высказала и Елена Билле: «Мы не увеличиваем количество телеканалов, но тем не менее постоянно работаем над качеством контента, стараемся включить каналы, действительно интересные зрителю. Каждый из операторов стремится получить права на эксклюзивный показ в регионе того или иного канала».
Другие времена. История кабельного телевидения в Перми началась в середине 90-х годов. Одним из первых официально вышел на рынок «Пермтелеком», подключивший жителей микрорайона Парковый. Его примеру последовал «Канал ВТ».
Игорь Маринин:
— Первое время мы просто, что называется, раскачивали рынок. У населения в то время было довольно негативное отношение к кабельному телевидению, поэтому, продвигая услугу, мы даже не давали такого определения, называли наше телевидение новым или многоканальным.
В 2004 году рынок значительно изменился в связи с приходом нового игрока, компании «ЭР-Телеком». Новичок достаточно быстро набрал абонентскую базу. Как ранее писал «bc» (см. «Третий не лишний», № 14 (14) от 13 декабря 2004 года), для того, чтобы стать доступными для 130 тыс. квартир, компании оказалось достаточно года. «Конечно, приход «Дивана-ТВ» незамедлительно сказался на нашей компании, — рассказал Игорь Маринин, — с одной стороны, новый игрок отнял долю рынка, с другой — он заставил лучше работать, поэтому наше развитие стало более интенсивным». Время острой конкурентной борьбы и бурного подъема осталось позади, сейчас, по мнению экспертов «bc», рынок стагнирует и компаниям приходится активно искать пути дальнейшего развития услуги.
Игорь Маринин:
— Сейчас между операторами нет такой острой конкуренции, какая была три года назад, агенты подключают примерно одинаковое количество абонентов, не переманивания жестко клиентов друг у друга.
Сегодня сетями кабельного телевидения уже охвачены даже самые отдаленные микрорайоны города. По словам Алексея Шепеля, на 300 тыс. пермских квартир приходится 450 тыс. отводов, дающих возможность подключения, т. е. многие абоненты имеют возможность пользоваться услугами сразу нескольких операторов. Однако количество отводов вовсе не означает реальное подключение. Как правило, те, кто до сих пор не стал абонентом кабельного телевидения, не торопятся подключиться. «На сегодняшний день, — считает Елена Билле, — пополнение абонентской базы возможно в основном за счет подключения вновь построенного жилья либо за счет перехода от другого оператора». «Но, — дополняет Игорь Маринин, — главное не подключить абонента, а удержать его».
В поисках нового. Преодолевая стагнацию рынка, ведущие операторы делают ставку на качество обслуживания и развитие дополнительных сервисов. На сегодняшний день максимум услуг через один кабель, цифровое кабельное телевидение, домашний телефон Горсвязь, постоянный доступ в Интернет ДОМ.ru, могут получать клиенты «ЭР-Телеком». «Сегодня обычный телефонный провод содержит массу телекоммуникационных возможностей: качественная передача голоса, данных любого объема, цифрового контента, — пояснил Алексей Шепель. — Поэтому развивать только кабельное телевидение становится неперспективно».
Приход нового игрока, который мог бы стимулировать дальнейшее развитие рынка, как в свое время произошло с «ЭР-Телеком», сегодня вряд ли возможен, считают специалисты. «Рынок практически полностью структурирован, и появление нового игрока даже со сверхнизкими ценами на услуги практически невозможно», — уверена Елена Билле.
Алексей Шепель:
— Бизнес кабельного телевидения достаточно затратный, и сроки окупаемости здесь высоки. Техническая база у уже работающих на рынке игроков достаточно серьезная. Сложно представить, что оригинального сможет предложить новый оператор, но в любом случае для этого понадобятся серьезные инвестиции.
По словам Алексея Шепеля, чтобы доставить услугу одному абоненту операторам кабельного телевидения на создание технической базы приходится затрачивать в среднем 1–1,2 тыс. рублей. При условии, что в подъезде, в который проведен оптико-волоконный кабель, абонентом оператора станет каждая квартира, срок окупаемости составит около года. Однако практика показывает, что инвестиции возвращаются не ранее, чем через три года. Единственный возможный вариант появления на пермском рынке нового игрока, полагает Шепель, — покупка целиком одной из местных компаний-операторов. Самый вероятный путь развития для большинства местных операторов — продвижение цифрового телевидения. С этим тезисом соглашаются все крупные игроки рынка. IP-телевидение, более затратное, ориентировано на состоятельных людей, оговариваются операторы, но позволяет конвергировать услуги и легко варьировать их в пакете. Несмотря на то что специалисты уверены, что будущее телевидения именно за таким форматом вещания — и «ЭР-Телеком» и «Уралсвязьинформ» уже оказывают такую услугу своим клиентам — специалисты прогнозируют переток абонентов на цифровое кабельное телевидение в течение ближайших нескольких лет.