Марек Ладиславович, в 2010 году планируется начать реконструкцию городского терминала порта, а также прилегающей к нему набережной. Реализация проекта, разработанного немецкой компанией KSP Engel und Zimmermann Architekten, – это первый для Перми опыт масштабной ревитализации промышленных территорий. Одновременно власти города много говорят о необходимости переноса предприятий из центра, реконструкции набережной. Насколько планы компании совпадают с идеями градостроительства, которых придерживаются в мэрии?
– На территории нынешнего городского терминала появится не просто новый жилой квартал, а целый микрорайон площадью около 200 тыс. кв. метров жилья. Помимо этого на набережной появится и множество коммерческих площадок, что даст новые возможности развития бизнеса в городе и крае. Но главное, что в Перми наконец появится настоящая набережная.
Конечно, вопрос о позиции власти корректнее адресовать представителям администрации. Но я чувствую, что проект реконструкции городским властям интересен. Мне кажется, что пермяки всегда мечтали иметь полноценный выход к Каме, и сейчас мы стараемся воплотить эту мечту в реальность. Планируется, что новый микрорайон на набережной должен стать общедоступным. Проект подразумевает, что территория будет открыта для всех, без специальных ограждений и охраняемых территорий.
Нас волнует только вопрос с третьим мостом через Каму. В качестве одного из вариантов его строительства обсуждается створ улицы Крисанова. Если муниципальные власти одобрят проект расположения моста, который предполагает прохождение через территорию грузового терминала, нам придется совсем отказаться от своих инвестиционных планов. В этом месте больше нельзя будет построить жилой район. Кто захочет жить под мостом?
Застройка береговой линии подразумевает, что мощности городского терминала порта будут перенесены в район Заостровки. Разговоры о переносе порта идут уже достаточно давно. Как сильно повлияет кризис на вынос этой промышленной территории?
– Кризис отразился почти на всей человеческой деятельности. Безусловно, это коснулось и нас. Исключать того, что мы сработаем в минус из-за переезда, нельзя. Но я уже сейчас более чем уверен, что больших потерь в связи с переносом городского терминала в Заостровку мы не понесем.
Вообще, вынос городского грузового района – это один из самых положительных моментов. Во-первых, произойдет концентрация деятельности на одной территории. Во-вторых, на новом месте будет возможность перестроить технологические процессы, что позволит еще больше снизить издержки.
Во сколько оценивается перенос порта и в какие сроки это произойдет?
– Я полагаю, что навигация этого года будет для нынешнего терминала последней. По нашему графику получается так, что реализация проекта начнется в конце лета следующего года. Тогда мы планируем уже полностью очистить площадку под строительство. Конечно, будут необходимы немалые инвестиции в работу по реконструкции Заостровского терминала. Этим мы занимаемся уже сейчас. В прошлом году началась модернизация причала, сейчас же будем продолжать эту работу.
Назвать окончательную стоимость переноса порта пока нельзя. Сейчас мы составляем план мероприятий по модернизации Заостровского терминала и выносу мощностей из городского. Когда будет посчитана стоимость всех требуемых ресурсов и операций, мы будем иметь уточненные данные по стоимости.
Как кризис отразился на работе самого предприятия? Изменился ли грузооборот?
– Нужно заметить, что основная хозяйственная деятельность порта носит сезонный характер, в связи с чем зима и ранняя весна всегда требуют особенно взвешенных решений по затратам. Строительство по естественным погодным причинам пока стоит, и навигация еще не открылась. Однако хочу отметить, что сейчас наблюдается общий спад объемов производства во всем мире, и мы не можем наивно предполагать, что объемы грузооборота не будут сокращены. Что касается производства нерудных строительных материалов, пока не совсем понятно, как ситуация будет складываться в дальнейшем, но здесь мы тоже не ожидаем роста.
Проблема в том, что в связи с кризисом у нас сильно увеличилась дебиторская задолженность. Деньги исчезают прямо на глазах. Предприятия вроде бы имеют потребность в ресурсах, но денег у них нет.
К сожалению, экономика не может пока решить эти вопросы, и эта проблема не только российская. Во всем мире пока никто не может понять, что с этим делать.
В Пермь Вы приехали недавно. Планируете оставаться здесь или хотите дальше развивать свою карьеру?
– В Пермском крае я уже полтора года и в силу своего характера далекие планы не строю. Сейчас мне кажется, что мое место здесь: нужно сосредоточиться на работе, и тогда она начнет приносить положительные результаты. А когда будут положительные результаты, тогда появится возможность развиваться дальше. В целом для развития такого предприятия работы хватит еще надолго. И не менее важно, что работа в Перми приносит мне удовольствие. Мне здесь нравится.