Вечером 8 июня группа журналистов сидела на ступенях перед зданием правительства Пермского края и поджидала губернатора Олега Чиркунова, чтобы стать свидетелями его традиционной инспекции дорог. Как известно, глава региона неравнодушен к магистралям и их строителям, которым уже не раз доводилось видеть в его руках линейку, так что поездка обещала быть как минимум познавательной.
Олег Чиркунов задерживался – у него затянулось совещание. Затишье перед поездкой закончилось внезапно: в окружении Аркадия Каца, Владислава Петенко и других ответственных лиц губернатор оказался у малинового микроавтобуса «Мерседес».
«Так, вы нам зачем? – коротко спросил он у тех журналистов, что уже успели занять задние сиденья микроавтобуса. – У вас свой транспорт есть? Езжайте за нами. Как договаривались, мы с вами «пишемся» только в аэропорту...» – стремительно отдавал он команды. При этом понять, в каком сейчас настроении губернатор, было решительно невозможно.
Через мгновенье кортеж автомобилей вывернул на улицу Ленина. Несмотря на неукоснительное соблюдение скоростного режима и отсутствие мигалок и сирен, в его движении ощущалась неудержимость. По ходу поездки выяснилось, что план проверки поменялся, и кавалькада следует в Большое Савино. На привокзальной площади сотрудники ДПС, словно не до конца уверенные в своей догадке, козырнули микроавтобусу, и вот уже губернатор под локоть берет генерального директора ФГУП «Пермские авиалинии» Сергея Штатского. Встреча продолжилась в знакомом губернаторском стиле «моделирования ситуации». По лицам собравшихся стало понятно: вечер перестает быть томным.
«Сергей Викторович, давайте без взаимных упреков и предвзятости представим, что мы только что прилетели в Пермь – что мы увидим?» – повернувшись к телекамерам, спросил губернатор и, не дожидаясь ответа, устремился к выезду с привокзальной площади. Тем, кто засветло проходил воздушные ворота Перми, памятно, что порядка вокруг не больше, чем у провинциального автовокзала, и лишь реклама флагманов краевой экономики напоминает, в каком значимом регионе страны приземлился самолет.
«В первую очередь, конечно, интересует, что вы будете делать с дорогой», – показывая на щербатый асфальт, продолжил Олег Чиркунов. «До конца июня на въезде будет поставлен шлагбаум, а что касается ремонта проезжей части, то непонятно, за чей счет приводить ее в порядок», – подхватил Сергей Штатский. «Земля ведь находится в федеральной собственности?» – не переводя дыхания, спросил губернатор и, получив утвердительный кивок, подытожил: «Ну вот и приводите!» Процессия энергично двинулась дальше.
«Блоки бетонные когда уберете? Что здесь ковыряли – почему за собой не убрали? Кто деревья корчевал? Почему не убрал за собой? Хочется понять: вы сами-то эту грязь видите?» – все так же настойчиво, но без лишних эмоций, практически не сбавляя шага, продолжал губернатор, обращаясь то к Сергею Штатскому, то к главе Пермского района Александру Кузнецову. На протяжении четырехсот метров пути недостатка в объектах внимания не было. «Кто напрямую за все это отвечает, за кого краснеет глава района?» – спросил он, повернувшись наконец к сопровождавшим, которым, должно быть, в этот момент очень захотелось расступиться.
«Беспорядок тут у вас. Этого нельзя было допустить. Давайте считать, что мы с вами тренировку заканчиваем, – подвел он черту, стоя над уходящей за горизонт траншеей противотанкового вида. – Я предлагаю ответственным за все все-таки сделать главу Пермского района, а уж вы сами в рабочем порядке решите, как будете взаимодействовать. Все – пресса свободна», – без паузы произнес губернатор и, оставив Александра Кузнецова осознавать возложенную на него ответственность, уже через миг оказался на переднем сиденье подоспевшего «Мерседеса». Вслед за ним, как десантники в БМП, заскакивали городские топ-менеджеры. Последним на подножку шагнул глава Свердловского района Перми Владислав Петенко. После аэропорта кавалькада должна была отправиться в подчиненную ему территорию, и, очевидно, эта часть тренировки произвела на него большое впечатление. Среди пассажиров микроавтобуса только Аркадий Кац своим видом воплощал само спокойствие.
Лишь кортеж Олега Чиркунова повернул на шоссе Космонавтов, течение времени вернулось в привычный ритм. При въезде в город с обочин поглядывали лачуги, помнящие Колчака, которых подъем экономики в очередной раз обошел стороной. Реклама флагманов осталась позади, и придорожные щиты на одной из самых оживленных трасс города, за место на которых еще недавно тщетно бились строительные компании, печально пустовали. И пусть это может быть улица любого другого российского города, лицо Перми проступает здесь отчетливо, как текст на придорожном заборе.